Шведы вытесняют Североевропейскую "трубу" на сушу

Российско-германский проект строительства Североевропейского газопровода по дну Балтики снова подвергся нападкам. На сей раз со стороны премьер-министра Швеции Йорана Персона, который за экологию переживает




Грандиозный российско-германский проект строительства Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря снова подвергся нападкам. На сей раз со стороны премьер-министра Швеции Йорана Персона, который заявил о том, что реализация данного проекта может причинить ущерб окружающей среде.

На острове Готланд проходит конференция по расширению сфер сотрудничества между странами Балтийского бассейна. Выступая на брифинге, шведский премьер выразил сомнения в том, что место строительства газопровода было выбрано правильно. Он также подчеркнул, что намерен поднять эту тему 28 августа на запланированной встрече с представителями консорциума. Йоран Персон сообщил также, что на встрече будет обсуждаться вариант переноса строительства на сушу.

Идея пустить газопровод, снабжающий топливом Европу, в обход не слишком надежных партнеров-посредников, хороша и выгодна для России, поэтому не удивительно, что у нее появляется все больше противников. Одними из первых претензии начали высказывать эстонцы. В конце декабря прошлого года целая группа общественных деятелей публично предложила властям предотвратить экологическую угрозу, связанную с прокладкой по дну Финского залива российско-германского Североевропейского газопровода. Тогда председатель правления издательства "Эстонская энциклопедия" Хардо Аасмяэ, директор Института права Тартуского университета Хейки Линдпере, депутат парламента Игорь Грязин и экс-премьер Юхан Партс предложили сдвинуть границу эстонских территориальных вод на три мили до условной срединной линии по Финскому заливу. Таким образом, российско-германский консорциум лишился бы шестимильного коридора, свободного для судоходства, прокладки подводных кабелей, трубопроводов и воздушного сообщения над морем.

Строительство Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря не представляет никакой угрозы для экологии, об этом в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заявил президент Союза "За химическую безопасность" Лев Федоров. По мнению Федорова, заявление шведского премьера носит исключительно политический характер. "Каждый раз, когда им надо решить какую-нибудь задачу, они высовывают Балтийское море, а когда не нужно, они Балтийское море забывают. Никакого отношения к делу шведское заявление не имеет", - сказал эксперт.

После прихода к власти Ангелы Меркель в самой Германии стали раздаваться голоса, призывающие перенести строительство газопровода на сушу в интересах стран Восточной Европы. Впрочем, тот холодок, который возник между Россией и Германией в связи с отставкой Герхарда Шредера, пока не влияет на экономические отношения между двумя странами. За годы дружбы Владимира Путина и Герхарда Шредера Германия получила в лице России крупнейшего и вполне надежного поставщика энергоресурсов, а дела у немецких компаний, работающих на российском рынке (таковых насчитывается около 4 тыс.) пошли гораздо лучше, чем до того. Да и наша страна в накладе не остается, модернизируя с помощью немецкого оборудования, инвестиций и технологий свою экономику.

Многие опасались, что г-жа Меркель, как ревнительница европейских ценностей и во многих смыслах противоположность Шредеру, может плохо повлиять на проект СЕГ, против которого дружно выступают страны Балтии и Польша. Однако канцлер подтвердила приверженность Берлина реализации этого проекта.

Напомним, что 8 сентября 2005 г. "Газпром", BASF и E.ON подписали соглашение о строительстве Североевропейского газопровода (СЕГ). Партнеры приняли решение о создании совместного германо-российского предприятия North European Gas Pipeline Company. В нем "Газпрому" будет принадлежать 51%, компаниям BASF и E.ON - по 24,5%. Четвертый партнер "Газпрома" по СЕГ может получить 9% в проекте из пакетов, в настоящее время принадлежащих BASF и E.ON. По информации РБК, общий объем инвестиций в проект превышает 4 млрд евро. Проектная мощность СЕГ длиной свыше 1,2 тыс. км (в соответствии с нынешним проектом) составит 55 млрд куб. метров.

Выбор читателей