Западная цивилизация утрачивает мозги

Уровень образования среднестатистического взрослого гражданина стран ЕС ниже, чем в других развитых странах: он обучался примерно на два года меньше американца и на год меньше японца




Развитые страны, похоже, начинают терять свое главное преимущество – человеческий капитал, который измеряется знаниями. Дело не в том, что многие развивающиеся страны опережающими темпами увеличивают свои расходы на образование. И даже не в том, что выпускники их вузов все чаще составляют достойную конкуренцию выпускникам западных учебных заведений. "Проблема стоит так: действительно ли развитые страны обладают и будут в дальнейшем обладать более квалифицированными трудовыми ресурсами, и смогут сохранить свое сравнительное преимущество в производстве товаров и услуг с высоким уровнем затрат человеческого капитала", - так на страницах Financial Times формулирует суть вопроса Жан Пизани-Ферри, директор брюссельского аналитического центра по проблемам экономики Bruegel.

В последнее время многие исследования прямо или косвенно подтверждают тенденцию утраты развитым миром своего превосходства в человеческом капитале. На это указывают, в частности, сравнительные данные об уровне образования по странам, составленные ОЭСР и экспертами Гарвардского и Корейского университетов. Они выявили некоторые интересные факты и тенденции.

Бесспорным лидером по уровню образованности населения в настоящее время остаются США. Здесь даже Европа – колыбель университетов – им не конкурент. Уровень образования среднестатистического взрослого гражданина стран ЕС ниже, чем в других развитых странах: он обучался примерно на два года меньше американца и на год меньше японца. Объясняется это тем, что всеобщее среднее образование в Европе было введено позже, чем, скажем, в США, позже начались и масштабные инвестиции в европейское образование. Таким образом, ЕС имеет меньший запас высокообразованных людей, чем США.

Причем из всей Европы наименьшее число людей с высшим образованием в Италии (12% в возрастной категории от 25 до 34 лет), в Австрии (15%), в Португалии (16%) и в Германии (22%), а больше всего - в Скандинавских странах (40%). И хотя по общему числу студентов Европа сейчас превосходит своих заокеанских конкурентов, но, пропорционально населению, по-прежнему от них отстает. Однако конкуренцию США по объему знаний на душу населения очень скоро могут составить другие державы. Прежде всего, это группа стран с условным названием БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Они уже на подходе. Если на США в мировом масштабе сейчас приходится около четверти взрослых людей с высшим образованием, то на БРИК – 20% (на 25 стран ЕС – менее 15%). А по общему числу обучающихся в вузах БРИК – впереди планеты всей: на него приходится 30% студентов мира, тогда как на ЕС и США, соответственно, 16% и 15%. Это говорит о бурно растущем научном потенциале "четверки". Если все эти студенты потом не уедут в более развитые страны, они могут дать хороший импульс национальной науке и технологиям.

Впрочем, остается открытым вопрос о качестве образования в тех или иных странах. И здесь, опять же, далеко не факт, что развитые страны смогут долго сохранять преимущество. Как показывает практика, на качество получаемых знаний не влияет не только количество школ и вузов на душу населения, но и объемы государственного финансирования образовательной системы. Например, Германия, где бюджетные расходы на образование одни из крупнейших в Европе и в мире, его качество не на высоте. ОЭСР, исследуя эту проблему, выяснила, что по уровню математических знаний и по навыкам анализа письменного текста немецкие старшеклассники занимают 11-е место в Европе (первое – финны, хотя уровень бюджетного финансирования на одного ученика у них такой же, как в ФРГ). А в мировом рейтинге немцы заняли 19-е место по математике и 22-е - по навыкам чтения.

Похожие проблемы сейчас наблюдаются и в России. По результатам исследования, проведенного ОЭСР, российские старшеклассники занимают 30=е место по уровню знаний в математике. А в рейтинге мировых вузов, составленном в 2004 г. экспертами Шанхайского университета, наш МГУ им. Ломоносова занял лишь 66-е место. Причем он был единственным российским вузом в первых сотнях этого рейтинга.

При этом наша образовательная система в последние годы уже не так страдает от недостатка финансирования: госрасходы на эту сферу выросли с 2,8% до 4% ВВП, бюджет на 2007 г. предусматривает их дальнейшее увлечение более чем на треть. Таким образом, мы уже в следующем году выйдем на уровень развитых стран, где на нужды образования тратится 4,5-5,5% ВВП (в Германии – 4,6%, в Италии – 4,7% ВВП, в США – 5,7%, в Японии – всего 3,6%). А Китай, например, рассчитывает выйти на уровень 4% только к концу следующей пятилетки. Более того, в России сейчас имеет место практически "всеобщее высшее образование": число поступающих в вузы даже превышает число выпускников средних школ (за счет выпускников техникумов и граждан старшего возраста). А, например, в Китае в вузы поступает лишь 4% выпускников средних учебных заведений.

Как бы то ни было, но и Россия, за 1990-е гг. подрастерявшая былой научный потенциал, и Китай, рвущийся к высотам мировой экономики, и многие другие "догоняющие" страны сейчас резко повышают свой средний уровень образованности. Это означает, что растет квалификация их рабочей силы, а также количество специалистов, способных развивать научно-технический прогресс. Причем, как мы видим, качество образования далеко не всегда является атрибутом развитых экономик. Таким образом, их человеческий капитал уже не настолько велик, чтобы обеспечивать им отрыв от всех прочих экономик мира сего.

Но у "развитых" есть пока одно несомненное преимущество, которое позволяет им сохранять отрыв от "догоняющих". Это объем накопленного физического капитала, то есть сооружений и оборудования, необходимых как для прогресса в науке, так и для производства. "В особенности это относится к странам ЕС, где благодаря интенсивному накоплению капиталов в послевоенные годы эти запасы весьма велики (до четверти общемирового объема физического капитала), - отмечает Жан Пизани-Ферри, - в абсолютных цифрах Европа в этой области опережает США". Таким образом, делает вывод ученый, между развитыми и развивающимися экономиками "разница состоит не столько в уровне образования, сколько в материально-техническом оснащении. Сооружениями и оборудованием Европа наделена куда богаче, чем мозгами".

Выбор читателей