Киношники ответили китайскому руководству "Золотым львом"

Решение жюри Венеции – внятный ответ кинематографистов на существующую цензуру. Вручив награду китайскому режиссеру, они жестко выступили в защиту права художника самому определять, о чем снимать


ФОТО: АР
ВСЕ ФОТО



Добрый ангел Каннского кинофестиваля - его президент Жиль Жакоб, - имея собственные четкие вкусовые предпочтения, давно уже практически не способен влиять на финальные результаты крупнейшего кинофеста мира. А вот Марко Мюллер – директор Венецианской кинобиеннале, киновед-синтоист, говорящий на нескольких восточных языках, включая русский, - не только имел когда-то отношение к подъему азиатской волны в море мировой фестивальной киномоды. За три года директорства в Венеции ему удалось создать самый представительный форум азиатского кинематографа, знаковым событием которого является ежегодный фильм-сюрприз из Азии, всплывающий в середине феста в официальной конкурсной программе. В каталог, соответственно, иронично докладывается дополнительная страничка-флаер. Ким Ки-Дук с "Пустым домом" и Такеши Китано с "Такешиз" - возникли в первые два мюллеровских года сюрпризами знакомыми. И только в этом году фильм-сюрприз своим удивительным появлением зарифмовался с новым именем, выведенным на орбиту азиатской спутниковой системы режиссеров.

Фильм стал абсолютным сюрпризом для мировой кинотусовки, а его режиссер - Цзя Чжан-ке с фильмом "Спокойная жизнь" или "Натюрморт" (Sanxia Haoren) - получил "Золотого льва" из рук организатора азиатских побед Марко Мюллера. Этот режиссер уникально, стараниями Мюллера, был представлен на фестивале сразу двумя полнометражными картинами. Вторым его авторским взглядом (в конкурсной программе "Горизонты") стал Dong – документальный портрет некого современного китайского художника в мрачном социальном экстерьере. Обе картины сняты на цифру и актуально демонстрировались в HD-проекции.

"Натюрморт" - картина менее эстетская и формальная, чем совершенный конкурсный "Не хочу спать одна" Цай Мин-Ляня, который "Золотого льва" давно уже заимел, в середине 1990-х годов. Но сразу запоминается безнадежно-грустной социальной интонацией, прорисованной на фантастическом по красоте и масштабу природном фоне. Впрочем, есть в "Натюрморте" отстраняющие неспешное повествование загадочные протуберанцы неожиданных изобразительных аттракционов. То очень убедительная летающая тарелка внезапно пролетит над Сычуанем. То загадочный конструктивистский дом-памятник – огромное бетонное сооружение - как шаттл Discovery с мощным огненным хвостом взлетит и скроется в безграничном космическом пространстве. Но суть двух пересекающихся пролетарских историй обманчиво проста. История мужчины, шестнадцать(!) лет не видевшего своих жену и дочь и решившего вдруг вернуть себе безнадежно потерянное. История женщины, два года не видевшей мужа и приехавшей сообщить ему, что хочет с ним развестись. За этими, параллельными житейским, вскрывается мозаичный космос разрушительных социальных парадоксов на берегах Желтой реки. Пугающие болотные детали человеческого существования и повседневности в панораме жизни перенаселенной деревенской и пролетарской "народной республики".

Как известно, на днях участник конкурсной программы последнего Каннского кинофестиваля, замечательный и талантливый режиссер Лу Е за представленную на Лазурном берегу без разрешения китайского партийного руководства картину "Летний дворец" (Summer Palace) был отстранен от возможности снимать на пять лет. Картина решена как дневник девушки, студенческие годы которой наложились на трагические события 1989 г. на площади Тяньанмынь, когда танками были подавлены студенческие выступления. "Летний дворец" - это место, где ты бываешь лишь один раз, символ невозвратной юности. А у Марко Мюллера есть свое громкое мнение о том, что стоит снимать китайским режиссерам. И ответ китайскому правительству получился у него и у членов уважаемого жюри однозначным, убедительным и даже Золотым.

Решение жюри Венеции – внятный ответ кинематографистов на существующую в Китае (и не только) цензуру. Синеасты, вручив награду другому китайскому режиссеру, живущему в реальной удушливой среде и отражающему ее в кинематографе, жестко выступили в защиту права художника самому определять, о чем снимать и на каких фестивалях представлять свои картины. Без этого невозможно свободное независимое творчество и развитие кинематографа. А именно это развитие, продвижение новых кинотерриторий, кинопсихологий и новых авторских киноязыков и есть основная задача прикрытых гламуром, но крайне демократичных по сути, шумных ежегодных кинотусовок.

Остальные награды распределились в этот раз предельно субъективно и неинтересно – лотерейно. Видимо, вся энергия жюри была потрачена на решение о главном львином золоте. Именно им 2006 год в Венеции и вошел в киноисторию.

Награды Венеции:

"Золотой лев": Цзя Чжан-ке, "Натюрморт"
"Серебряный лев" за лучшую режиссуру: Ален Рене, "Частные страхи в публичных местах"
"Серебряный лев" за неожиданное открытие: Эммануэле Криалезе, "Золотая дверь"
Кубок Вольпи за лучшие актерские работы: Бен Аффлек и Хелен Миррен
Приз за лучший сценарий: Питер Морган, "Королева"
Премия за лучший актерский дебют: Исилд Ле Беско, "Неприкасаемый"
Приз за технические достижения: "Дитя человеческое", оператор Эммануэль Любецки
Приз секции "Горизонты" за лучший документальный фильм: Спайк Ли, "Рухнувшая дамба: Реквием в четырех актах"

Абсолютный сюрприз Венецианского кинофестиваля. Фото

Выбор читателей