Меняю Тбилиси на Пхеньян. Возможна доплата

Скорее всего, Кондолиза Райс едет в Москву обсуждать не только северокорейскую проблему. Вашингтон не побрезгует ничем, чтобы продавить в Совбезе ООН жесткую резолюцию по Ирану


ФОТО: AP



На конец недели в Москве запланированы переговоры министра иностранных дел Сергея Лаврова с Кондолизой Райс. Американский госсекретарь прибывает в Москву после визитов в Японию, Южную Корею и Китай. География этих поездок свидетельствует о том, что прежде всего будет обсуждаться так называемая северокорейская ядерная проблема, ставшая крайне актуальной в последние недели, после проведения Пхеньяном испытания ядерного оружия (если считать сам факт проведения подобных испытаний доказанным).

В ООН в отношении Северной Кореи была принята весьма жесткая резолюция, которую американские дипломаты расценивают как свой однозначный успех, подчеркивая, что она была принята единогласно. Этот американский "успех", однако, как и вся предшествующая политика администрации Буша на северокорейском направлении, создает дополнительную головную боль соседям КНДР, так как американцам удалось втянуть их, пока на дипломатическом уровне, в свои разборки с Пхеньяном. Ведь при наличии доброй воли северокорейскую ядерную проблему можно было бы давно решить, и подходы к этому решению искала еще администрация Клинтона – вспомним визит Мадлен Олбрайт в Пхеньян в октябре 2000 года.

Долгосрочное, ориентированное на стабильность в регионе решение достижимо лишь в контексте общей демилитаризации Корейского полуострова с выводом из Южной Кореи и из Японии американских военных баз. А это на сегодняшний день в принципе невозможно. Прежде всего – из-за политики, проводимой США в отношении Китая и направленной на его стратегическое окружение (в том числе – посредством военных баз и создания очагов контролируемой напряженности по периметру китайских границ). То же самое, кстати, хотя и в меньше степени? относится и к России, которая является одной из держав Азиатско-Тихоокеанского региона. Так что северокорейские ядерные испытания прекрасно вписываются в американскую политическую и военную стратегию в Восточной Азии, став одновременно очередным предлогом для дальнейшего усиления политико-дипломатической активности Вашингтона. Вряд ли все это отвечает интересам Москвы – с Северной Кореей у нас есть общая граница, хотя и небольшая, да и серьезных проблем в двусторонних отношениях никогда не было.

Тем не менее, Россия все же поддержала предложенную США жесткую резолюцию по Северной Корее. Что же заставило ее пойти на такой шаг? Многие наблюдатели предположили, что в данном случае имел место определенный дипломатический торг: в обмен на поддержку позиции США в отношении КНДР американцы проголосовали за предложенную Москвой резолюцию в отношении Грузии. Случаи подобных "разменов" являются обычной практикой в международных отношениях. Однако всегда стоит четко понимать, ради чего мы идем на подобные размены и насколько нам это выгодно.

Есть некоторые основания предполагать, что в ходе переговоров в Москве Кондолиза Райс намеревается поднять и иранскую проблему, предложив российской стороне очередной дипломатический "размен". Как известно, США последовательно готовятся к введению жестких санкций против Ирана. Причем они заинтересованы в принятии соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН, где без поддержки России никак не обойтись. Ну а для того, чтобы прозондировать предварительно позицию Москвы, был предпринят нехитрый информационно-пропагандистский прием.

17 октября журналистка американского агентства Associated Press Эдит Ледерер обнародовала своего рода "сенсацию", процитировав постпреда России при ООН Виталия Чуркина. Якобы он сказал, что Москва не поддержит резолюцию Совбеза ООН по Ирану до тех пор, пока США не отменят санкции, наложенные в августе на российские компании "Сухой" и "Рособоронэкспорт". АР даже цитирует Чуркина: "Если Россию попросят проголосовать за решение Совбеза, которое наложило бы санкции на Иран за отказ приостановить обогащение урана в то время, когда российские компании подвергаются американским санкциям", это означало бы, что Москва "косвенно поддерживает санкции, которые были уже наложены на нас".

В московском представительстве АР уверяют в подлинности этой информации, а вот источники газеты "Время новостей" утверждают, что единственными словами Виталия Чуркина в контексте иранской резолюции был отказ "комментировать данный вопрос". Американский постпред в ООН Джон Болтон также заявил, что российский коллега не обсуждал с ним вопрос снятия санкций с российских компаний.

Представляется, что все достаточно банально: в обмен на обещание снять санкции с "Рособоронэкспорта" и "Сухого" (юридические основания которых ничтожны) Вашингтон предлагает Москве поддержать их позицию по Ирану. Причем "изящно" пытается приписать идею подобного размена самой же российской дипломатии, попутно подставляя российского представителя в ООН. Можно также предположить, что санкции против компаний вводились летом именно для того, чтобы иметь дополнительный рычаг давления на Москву.

Стоит ли Москве ввязываться во все это? Готового текста резолюции по Ирану пока не существует, да и обсуждение ее может растянуться на многие недели. Судя по имеющейся информации, в число предлагаемых США "пятнадцати мер" входят: запрет на поставку в Иран оборудования, продукции и технологий, имеющих отношение к ракетно-ядерной тематике; приостановка технического сотрудничества Ирана с МАГАТЭ; запрет на обучение иранских студентов за границей по специальностям, относящимся к ракетной и ядерной сфере; снижение уровня, ограничение или разрыв двусторонних контактов с Ираном; санкции на поставку в Иран вооружений и военной техники; запрет на сотрудничество и инвестиции в отдельных сферах; общий арест всех финансовых активов Ирана. Все это совершенно не выгодно российской стороне, так как Москве придется свернуть все программы сотрудничества с Тегераном в ядерной и военно-технической области. Кроме того, поддержка действий США нанесет колоссальный ущерб репутации России как стабильного и предсказуемого партнера. Предлагаемый же американцами разрыв сотрудничества Ирана с МАГАТЭ нанесет еще один удар по системе нераспространения ядерного оружия.

Внешнеполитическая стратегия Вашингтона в последние годы (вспомним Косово, Афганистан, Ирак, Ливан, Закавказье, тот же Иран и вот теперь КНДР) становится все более опасной и подрывающей стабильность глобального миропорядка. Никаких признаков отказа от этой порочной линии не просматривается. Так зачем же Москве приносить в жертву американским амбициям свои политические и экономические интересы в регионе, соблазняясь мифическими, ничего не значащими "разменами"?

Выбор читателей