Звездный час голливудских масок

Фирменный юмор, гламурные звезды и смешной очкарик на детективном фоне делают это кино очередной сенсацией в среде кинематографа, слишком серьезно относящегося к себе и зрителям

Сенсация (Scoop)
Великобритания–США, 2006
Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: Скарлетт Йоханссон, Хью Джекман, Вуди Аллен, Йан МакШейн




ВСЕ ФОТО



С упорством, не достойным лучшего применения, столп и феномен американского независимого кинематографа Вуди Аллен продолжает примерно раз в год радовать зрителей новой картиной. Откуда у этого человека столько энергии, остается для меня полной загадкой. Ну, кажется – может кинематографист, актер и писатель, снявший более сорока (!) фильмов за свои 70 лет, хоть разок оступиться, снизить планку, сделать что-то неудобоваримое? Уподобиться какому-нибудь Эльдару Рязанову, побыть немного "как все"? Вот идешь на его очередной фильм и думаешь – ну когда же, когда иссякнет этот фонтан находок? Удастся ли увидеть, наконец, провал и утешиться мыслью, что он обычный, такой же, как все мы, простые смертные. Сказать – гений, конечно, но с кем не бывает проколов, постарел, уже не тот... Написать разгромную рецензию, развлечься. А ничего не выходит.

Ведь прошлогодний грустный "Матч пойнт" был так хорош, в нем так удачно "зазвездилась" Скарлетт Йоханссон, а, гладишь, нынешняя "Сенсация" и того лучше, да и Скарлетт Йоханссон тут тоже присутствует. Прямо беда.

Правда на сей раз перед нами классический Вуди Аллен, тот, что снимает комедию длиной в свою жизнь, тасуя лишь актерскую колоду, лишь иногда меняя надоевших второстепенных героев. Трудно говорить о человеке, у которого все всегда получается. Вот, казалось бы, в "Разбирая Гарри" им исчерпана тема возвращения с того света и прогулок по аду, а похожая история повернута чуть-чуть иначе – и мы видим феерию, опирающуюся на этот забавный ход. Никому в голову не придет заставлять привидения расследовать убийства на основании того, что им рассказывают мертвые жертвы преступлений, и сообщать об этом живым. А ему пришло.

Начинается все с того, что великий репортер Джо Стромбел (Йан МакШейн) возвращается с того света, чтобы сообщить имя серийного маньяка первому встречному... медиуму. Им оказывается студентка журфака Сондра Прански (Скарлетт Йоханссон), которая участвует в представлении иллюзиониста Сида Уотермана по кличке Сплендини (Вуди Аллен). Как известно (автору, а теперь и нам), с того света можно вернуться только в пандорин ящик на сцене шапито, где никто тебя не увидит, кроме фокусника и его добровольных "жертв". Привидение хочет помочь в расследовании жутких преступлений из привычных профессиональных амбиций, чем и подкупает начинающую журналистку – ведь лавры ему уже не достанутся, умер болезный, а это дело сулит стать звездным часом любого репортера.

Далее развивается детективная сказка, куда вводится четвертый участник комедии, красавец мужчина и миллионер лорд Лайман (Хью Джекман), которого мертвец-репортер в погоне за сенсацией обвиняет в том, что он и есть самый что ни на есть серийный маньяк. Цимес ситуации в том, что сей прекрасный принц мигом влюбляется в следящую за ним чувственную блондинку-студентку, выдающую фокусника за своего папашу, а сам – ни сном ни духом.

Фильм построен на фирменном приеме режиссера: за кучей забавных диалогов и обыгрыванием житейских ситуаций в уморительном ключе разворачивается трагикомедия. Собственно это не прием, а образ мышления великого клоуна, сделавшего свои неврозы произведением искусства. Пересказывать его шутки глупо, поскольку сам Аллен, не считающий себя хорошим актером (и, в общем, правильно, он везде играет одинаково), одними своими интонациями уже валит под стол от смеха. Этим он похож и на Чарли Чаплина, и на нашего Аркадия Райкина, когда уже одно появление на сцене, узнаваемая гримаса и сам вид актера задают тон. Мы не перестаем удивляться феноменальному числу придуманных шуток и гэгов и той абсолютной легкости, с которой такие люди продуцируют тонны позитива.

Если рассматривать "Сенсацию" вне контекста остального творчества Вуди Аллена, то новым шагом ее назвать никак нельзя. Это развлекаловка, безделушка, порция хорошего настроения, не больше. Но как ему удается не повторяться, снимая более-менее одни и те же комедии – загадка. Казалось бы, сто раз видели мы этого лысого очкарика, теперь уже старичка, постоянно апеллирующего к своим еврейским корням, обыгрывающего одни и те же сексуальные проблемы, выпячивающего свои неврозы, издевающегося над спесью людской, разыгрывающего зрителя в каждом кадре, – а он находит все новые струны и дергает за них. Разгадка в том, что свой уникальный, чисто хасидский юмор Аллен превращает в общечеловеческий культурный код.

Интересно, что в последние годы Аллен полюбил Лондон, где делает второй фильм да и снимает он в основном на европейские деньги. Режиссер объяснил этот феномен в своем фильме 2002 г. "Hollywood Ending", радикально заявив: в Европе его понимают и любят, а американцы – тупые козлы. Что в его случае не лишено доли справедливости.

В "Сенсации" еще одним действующим лицом, помимо персонажей, стали улицы и дома британской столицы, великолепные предместья и чисто английские традиции, над которыми автор от души потешается, в особенности над левосторонним движением.

Помещая американских топ-актеров в неброские ландшафты Британских островов, автор припорашивает их звездный статус, делая из X-men обычных людей. Это ему удается прекрасно. В отношении Йоханссон и, в еще большей степени, Джекмана почти не осталось сомнений, что Голливуд эксплуатирует их внешность куда сильнее, чем прочие дарования. Вуди Аллен всегда превращает маски в лица.

В прокате со 2 ноября

Кадры из фильма "Сенсация"

Выбор читателей