Аэропорт в Адлере достался Дерипаске

Российский фонд федерального имущества проводит аукцион по продаже ОАО "Международный аэропорт Сочи". На него выставлены свыше 11 млн акций, что составляет 100% уставного капитала




Российский фонд федерального имущества (РФФИ) в понедельник провел аукцион по продаже ОАО "Международный аэропорт Сочи". Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом об условиях приватизации аэропорта вышло еще 19 сентября 2006 года.

Как сообщает РБК, на аукцион были выставлены свыше 11 млн акций, что составляет 100% уставного капитала. Определена и начальная цена в размере чуть более 3,5 млрд рублей. Шаг аукциона (величина повышения начальной цены) составит 50 млн рублей.

Сочинский аэропорт, расположенный в Адлере, – один из десяти крупнейших воздушных портов России. Напомним, Сочи претендует на право проведения Зимней Олимпиады 2014 г., стало быть, аэропорт надо расширять и модернизировать. Аукцион будет открытый по составу участников и по форме подачи предложений о цене имущества, сообщает РИА "Новости". Ранее генеральный директор ОАО "Международный аэропорт Сочи" Алексей Близнюков говорил, что правительство России планирует инвестировать в реконструкцию взлетно-посадочных полос аэропорта Сочи около 3,5 млрд рублей. И пояснил, что взлетно-посадочная полоса не является имуществом, подлежащим приватизации, и находится в аренде у аэропорта.

Согласно условиям сделки, будущему владельцу аэропорта предстоит немало сделать: необходимо достроить огромный грузопассажирский терминал и рассчитаться по кредитам прежних владельцев. Кроме того, новым владельцам предстоит добиться главного – окупаемости объекта. Впрочем, для того чтобы аэропорт приносил прибыль, пассажиропоток должен быть в несколько раз интенсивнее нынешнего. Многие наблюдатели, по сведениям НТВ, сходятся в одном: победитель аукциона получил больше политические, нежели финансовые дивиденды.

Телекомпания отмечает, что на акции сочинского аэропорта претендуют сразу три крупных игрока: "Русско-Азиатская инвестиционная компания" Олега Дерипаски, группа "Ренова" Виктора Вексельберга и "Авиационно-нефтяная компания" (совладелец аэропорта "Внуково").

Победителем аукциона по продаже 100-процентного пакета акций Международного аэропорта Сочи стало ООО "Стратегия-Юг" - структура, аффилированная с "БазЭлом", заплатившая 5 млрд 503 млн 665 тыс. рублей.

Аэропорт в Сочи станет четвертым на юге России для "Русско-Азиатской инвестиционной компании" (РАИНКО). Реальный ее владелец - Олег Дерипаска.

Как говорится в сообщении РАИНКО, "компания уже управляет через холдинг Аэропорты Юга тремя аэропортами - в городах Краснодаре, Анапе и строящимся в Геленджике, что дает полную уверенность в благоприятном влиянии на реализацию и модернизацию авиационных мощностей южного направления". В документе отмечается, что "компания выиграла торги у "Реновы" Виктора Вексельберга и "Авиационно-нефтяной компании" (совладелец аэропорта Внуково).

Частный инвестиционный фонд "Базовый Элемент" (до переименования в 2001 г. - Группа "Сибирский алюминий") основан в 1997 году. Ключевые активы холдинга, сообщает РИА "Новости", сосредоточены в пяти секторах - энергетическом, машиностроительном, ресурсном, финансовых услуг, строительстве и девелопменте. Предприятия холдинга расположены на территории РФ и стран СНГ, а также в Африке, Австралии, Европе, Латинской Авмерике. Владелец "БазЭла" - Олег Дерипаска.

Всего в аукционе приняли участие 5 компаний: ООО"Меридианы" (аффилирована с авиационной нефтяной компанией), ООО "Стратегия-Ю"г (аффилирована с компанией "Базовый элемент"), ООО "Мосторгинвест" (аффилирована с компанией "Базовый элемент"), ОАО "Авиационная нефтяная компания", ООО "Русавиахолдинг" (аффилирована с компанией "Ренова").

Но не только сочинский аэропорт уйдет с молотка. Сообщается, что к аукциону готов и другой важный авиатранспортный узел страны – аэропорт "Пулково". Его планируется продать уже в следующем году в рамках утвержденного плана приватизации госимущества на 2007 год.

План включает приватизацию около 1 тыс. 600 предприятий. Прогнозируемый доход федерального бюджета от приватизации - 41 млрд рублей.

Надо отметить, что за последние 15 лет в стране прекратили существование две трети из 1300 функционировавших аэропортов. Умерли самые беззащитные – небольшие и расположенные в малонаселенных районах. Из тех, кто выжил, большинство имеет катастрофическую изношенность производственных фондов и нуждается в модернизации.

Как выходить из критического положения? Государственные финансисты считают, что выход только один: продать все частному капиталу, ибо только он сможет обеспечить счастливое будущее аэропортовому хозяйству страны да и всему российскому государству. На первый взгляд, идея кажется привлекательной: экономятся бюджетные средства, направляемые на поддержание жизни и развитие аэропортов (а заодно одним махом снимается значительная часть ответственности за их судьбу). Однако у этих чиновничьих планов много противников. Так, по мнению главы консультационной компании "Баланс интересов" Владислава Катчана, прежде чем идти на такой ответственный шаг, надо было бы учесть опыт приватизации аэропортов в развитых странах. В мировой практике продажа аэропорта или доли его в частные руки – большая редкость.

Западные аналитики, занимающиеся проблемами приватизации, считают, что государство не выигрывает от продажи своих активов даже в случае, когда они правильно оценены, не говоря уже о их недооценке. Подобная продажа означает, что в обмен на разовое получение крупной суммы происходит отказ от будущего – в данном случае, от растянутого во времени пополнения бюджета за счет средств, получаемых в результате эксплуатации аэропорта.

Выбор читателей