Музею старинных автомобилей ставят палки в колеса

Почти в каждом московском районе есть нечто особенное, что формирует его неповторимость, отличает от других. Для Люблино такой "изюминкой" стал огромный частный Музей старинных автомобилей и мотоциклов


ФОТО: lomakovka.ru



Почти в каждом московском районе есть нечто особенное, что формирует его неповторимость, отличает от других. Для Люблино такой "изюминкой" стал огромный Музей старинных автомобилей и мотоциклов. Музей частный, еще недавно бывший бесплатным, да и сегодня вход в него стоит совсем немного. Его основателем и бессменным руководителем является Дмитрий Ломаков из династии реставраторов, уже более 40 лет восстанавливающих раритетные машины. И все было бы хорошо, но недавно выяснилось, что работа по реставрации раритетов под угрозой.

Территорию под свой музей Ломаковы "выбивали" долгие 14 лет. В 1990 г., когда в советском праве еще не было понятия частной собственности на землю или жилье, власти города выделили энтузиастам Ломаковым подвал в Зюзине, в жилом доме по улице Фруктовой. В подвальном помещении разместилась реставрационная мастерская. В те времена никто не предполагал, как круто может измениться ситуация с правами собственности.

На сегодняшний день Ломаковы имеют все легитимные основания для приобретения прав собственности на подвал. В нашем законодательстве прописана норма о сроке приобретательной давности – добросовестном использовании помещения в течение 15 лет не собственником, после которого он может обратиться в суд с иском о признании своих прав в случае, если никто не предъявил свои права собственности раньше пользователя.

Скоро в доме на Фруктовой создадут ТСЖ, и у Ломаковых есть все основания считать, что жильцы будут против их дальнейшего присутствия. Реставраторы обратились в Зюзинский районный суд с иском о признании прав собственности. Необычное для российской судебной практики дело рассматривали уже несколько судей, а недавно по нему даже вынесли решение – отказать в рассмотрении на основании того, что заявитель не пришел на заседание. Проблема только в том, что повестки о проведении заседания заявитель не получал. Сейчас в этой странной истории разбираются юристы Ломаковых.

Второе дело составляет аналогичный иск по земельной территории на Хлебозаводской улице, где располагаются стоянка и гаражи под экспонаты. Эту землю Мосгорисполком выделил Ломаковым в далеком 1982 году. Представитель интересов Александра Ломакова в суде Игорь Бугаев рассказал нам, как "футболят" иск по земельному участку. В рассмотрении иска не раз отказывали в связи с неподсудностью дела по территориальному признаку. Вначале иск подали в Нагатинский райсуд, но он решил, что это не его территория, и передал дело в Симоновский райсуд. Последний никак не может начать рассмотрение, хотя по закону обязан начать производство в течение пяти дней. Как предполагает Игорь Бугаев, дело все-таки должно было рассматриваться в Нагатинском районном суде – территория стоянок Ломакова входит в его ведение. Но дело опять показалось для судебной инстанции неординарным, поэтому от него просто избавились. А Симоновский суд теперь не знает, что делать.

Александр Ломаков уже и сам не рад, что начал судебную тяжбу, хотя иного легального пути закрепления за собой права собственности нет. В 2005 г. реставратор случайно узнал, что больше не является хозяином земли на Хлебозаводской улице – оказывается, еще в 2003 г. ее втихую передали автобазе по соседству. Недавно начальник автобазы сменился, и ему, со слов Александра, это новоприобретение не нужно: только лишние налоги платить. А вот Ломаковым земля нужна, даже со всеми налогами и обременениями.

Что тут сказать. Ломаковский музей – украшение нашего города. Очевидно, что подвал и земля со стоянкой и гаражами составляют неотъемлемую часть инфраструктуры музея, потому что экспонаты реставрируются в подвале, а часть экспозиции хранится в гаражах – все в Люблине уже не умещается.

В цивилизованной стране люди, подобные Ломаковым – не требующие ни у кого ни денег, ни льгот, ни субсидий, а просто хорошо делающие общественно значимое дело, – давно могли бы стать уважаемыми гражданами. Собственно, они ими стали и в России, но только в кругах реставраторов автомобилей и постоянных посетителей музея. А вот для чиновника какой-то странный энтузиаст с редким для правовой практики России случаем – только лишняя головная боль. Ведь всегда проще не брать на себя ответственность, чем решить вопрос по существу.

Что будет, если вас все-таки лишат подвала или земли, спросили мы у Александра Ломакова. "Да что будет, остановится работа", – обронил он куда-то в сторону. И сразу стало понятно, что это и есть самый страшный для Ломаковых исход дела.

Выбор читателей