Тегеран выносит вопрос о геноциде евреев на повестку дня

В Тегеране открылась научная конференция, главную тему которой можно было бы сформулировать в виде вопроса: "А был ли Холокост?". На основании результатов форума Иран готов построить государственную позицию




Руководство Исламской Республики Иран известно прямотой нравов – любые попытки международной дипломатии построить с ним диалог, состоящий более чем из двух реплик ("ООН выражает свое беспокойство по поводу…" – "Нет, это неприемлемо", или "Мы хотели бы предложить…" – "Нет, это недопустимо"), обычно не имеют успеха. Изредка Тегеран соглашается на переговоры, однако, прежде чем приступить к повестке дня, предупреждает всех участников о неколебимости своей позиции, что в большинстве случаев равносильно мгновенному и глубокому провалу.

Единственным аспектом внешней политики, в котором иранская власть проявляет некоторое двоемыслие, является так называемый "еврейский вопрос". Большинство стран Запада избавились от этого комплекса еще в прошлом веке, переведя антисемитизм в плоскость андеграунда, но Востоку, как известно, всегда нелегко давались подобные щекотливые темы.

Во главе ИРИ стоит (формально) полулегендарный Махмуд Ахмадинежад, один из эксцентричных "зарубежных исполнителей", хорошо известных российской публике; термин "популярность" мы, пожалуй, не рискнем употреблять в этом контексте. На пару с президентом Венесуэлы Уго Чавесом Ахмадинежад устроил для последней Генеральной ассамблеи ООН антиамериканское (точнее, антибушевское) шоу, которое закрепило за обоими политиками статус infant terrible планетарного масштаба, с учетом выкладок Пентагона приобретающий какой-то даже террористический оттенок.

Но мы отвлеклись от еврейского вопроса. А между тем, в понедельник в Тегеране открылась международная конференция специалистов по Холокосту. На форум съехались несколько десятков авторитетных историков из 30 стран. Сразу сделаем небольшую ремарку: авторитет подавляющего большинства гостей заключается в том, что они напрочь отрицают факт геноцида евреев во время Второй мировой войны.

Ключевую тему конференции можно было бы сформулировать в виде вопроса: "А был ли Холокост?". Здесь будет уместно вспомнить британского ученого Дэвида Ирвинга, поплатившегося за эту фразу (правда, распространенную до размеров монографии) тремя годами свободы. Оставим Ирвинга и вернемся к Ирану с его терзаниями.

Сам Ахмадинежад отзывается о Холокосте со свойственной ему прямотой: это, по мнению президента, обыкновенный "миф". То есть, не признает. Такая позиция позволяет ему со спокойной душой поливать Израиль грязью и без конца смаковать "мировой сионизм". Что же касается ученых мужей, то тут, судя по всему, тоже особых разногласий не предвидится – очевидно, мнение лидера будет поддержано.

Запад эту затею с самого начала заклеймил емким эпитетом, больше, правда, свойственным восточным вождям: Госдеп США называет тегеранский форум "позорным". Эта позорная конференция, утверждает американское руководство, задумана как приманка для антисемитов, а вовсе не как научное мероприятие. Последнее слово, как всегда, за Историей.

На основании результатов форума - все-таки не телефонного голосования - Иран построит государственную позицию.

Выбор читателей