Врачи поведали официальную правду о смерти Туркменбаши

Государственная врачебная комиссия Туркмении огласила официальное заключение о смерти президента Сапармурата Ниязова. Согласно этой версии, он скончался от сердечной недостаточности


ФОТО: AP



Всякий раз после смерти крупного политика, общественного святого или экономического пророка во множестве изданий появляются так называемые "правдивые истории". У тех, кому служил этот человек, может создаться ощущение, что он отправился под пресс, распылился в онлайн и воскрес на передовицах бумажных и электронных СМИ. Возможно. Именно такая Послежизнь уготована всем правителям, вне зависимости от мнения мирового сообщества по поводу их режима; причем кто-то держится сравнительно долго и даже временами всплывает в массовых реминисценциях, а кто-то вскоре уходит в ничто, как и подобает отжившим организмам.

Бессменному (визуальная схожесть этого слова с другим, более емким эпитетом, здесь как нельзя кстати) президенту Туркмении Сапармурату Ниязову предстоит долгое плавание по этому печатному океану – хотя бы потому, что с его кончиной страну ожидают непредсказуемые бури и многочисленные айсберги в виде так называемых "заинтересованных сторон", имеющих определенные интересы в различных сферах туркменской экономики… ну, да и не только экономики, если говорить начистоту.

Для начала нужно все-таки определиться с причиной смерти. Итак, официальная версия, исходящая от Государственной врачебной комиссии республики, гласит, что Туркменбаши скончался от сердечной недостаточности. В отчете, составленном командой медиков во главе с самим Гансом Мейснером (немецким кардиохирургом, оперировавшим Ниязова в 97-м) и заверенном подписью и.о. президента республики Гурбангулы Бердымухаммедова, основной упор сделан на хронический характер заболевания: "В результате обследования было выявлено, что кровь не поступала в левую ногу. Тогда же была проведена операция. Но, к сожалению, болезнь прогрессировала". Здесь речь идет о коронарном шунтировании, которое президент перенес чуть менее десятилетия назад. С тех пор его регулярно посещали делегации немецких врачей, а недавно поступило предложение сделать очередную операцию, однако Ниязов не согласился. Из слов ближайшего окружения следует, что он, очевидно, планировал лечь в больницу позже: по словам бывшего вице-премьера Туркмении, очередная плановая операция "была назначена на январь следующего года". Туркменбаши умер 21 декабря, в четверг. У него внезапно остановилось сердце.

Есть основания полагать, что недуг, погубивший президента, развился со временем из сахарного диабета, открывшегося у Ниязова еще в 93-м. Народу об этом благоразумно не сообщалось, да это и было ни к чему – как, скажем, нет смысла информировать нацию о протезе на ноге у духовного лидера – однако год от года справляться болезнью становилось все труднее, пока диабет не дошел до критической второй стадии. Тут, как известно, обратного пути уже нет.

Сейчас власть находится в руках "исполняющего обязанности" Бердымухаммедова, который уже успел снять с поста спикера парламента Оверзгельды Атаева, претендовавшего как раз на обратное, то есть, на место главы государства. Вместо этого Атаев получил отставку, а Генпрокуратура возбудила против него уголовное дело. Новым Туркеменбаши ему уже не быть. Дата президентских выборов будет объявлена 26 декабря на съезде народных депутатов Халк Маслахаты. Кому выпадет честь сделать этот исторический анонс, решат сами депутаты. Возможно, этот человек и станет впоследствии новым лидером туркменского народа.

Выбор читателей