Каждый десятый талиб работает на США

Операция американцев в Афганистане тянется неприлично долго. Они думали, что все закончится с разгромом "Талибана*". Но талибы* рассеялись, сделались невидимыми и превратились в глубоко законспирированную сеть




Андрей Кузьминов - один из ведущих военных тележурналистов России. На его счету – многочисленные командировки в горячие точки. В Афганистан он впервые попал в момент начала Соединенными Штатами массированной бомбардировки инфраструктуры "Талибана*". Недавно журналист вернулся из своей второй афганской командировки, где месяц собирал информацию в "лояльном" Кабуле, Кандагаре и Герате, жил среди талибов*, общался с представителями сил международного контингента. Что происходит в Афганистане сейчас? Правда ли, что вслед за Ираком американцев ждет поражение и на этой земле? Удалось ли движению "Талибан" возродиться в полную силу? На эти и другие вопросы Андрей Кузьминов ответил корреспонденту "Yтра".

"Y": Что сейчас собой представляет "Талибан"?

А.К.: С 1996г., когда талибы в первый раз вошли в Кабул, с "Талибаном" произошли метаморфозы. Сегодня это не единое движение. Условно его можно разбить на четыре составляющие. Первые – собственно талибы, которые воюют против иностранных войск. Вторые "талибы" - те, что действуют под прикрытием американцев и ISAF. Эти выполняют самые грязные задачи, включая убийства журналистов, чтобы никого не допустить на юг страны, в частности, в Кандагар, где нам все-таки удалось побывать. Эта часть талибов как воздух необходима американцам хотя бы для того, чтобы обосновать свое нахождение в Афганистане. Третью часть талибов составляют те, кто действует под прикрытием Межведомственной разведки Пакистана (ISI). И, наконец, четвертую часть образуют силы, которые совершают нападения и разбои на дорогах. Это чисто бандитствующий элемент.

Реальный же "Талибан" представляет собой глубоко законспирированную сеть, имеющую много общего с "Аль-Каэдой". Распространено мнение о том, что между талибами и "Аль-Каэдой" ставится знак равенства. Ничего подобного. "Аль-Каэда" - система, и не более того. Особенность такова, что у талибов нет отрядов как таковых в нашем понимании, которые, скажем, были в свое время в Чечне у Басаева, Гелаева. Талибы отказались от этого, чтобы сохранить себя и выжить. Есть группа бойцов, которые подчиняются мулло. Его мало кто знает, за исключением тех, кто проживает в этой местности. Американцы тем более не в курсе, кто руководит людьми на той или иной местности.

Ячейки талибов совершают диверсии, теракты. Этому способствует сама структура, которая позволяет избегать им крупных провалов. Один человек знает, грубо говоря, только пятерых, следующий - еще пять-восемь человек и так далее. Сами талибы утверждают, что каждый десятый в их рядах работает на американцев. Таких в "Талибане" кончают очень быстро – режут головы.


"Y": Но кроме талибов в Афганистане присутствует и "Аль-Каэда"?

А.К.: Вряд ли такая слишком известная личность как бен Ладен находится в Афганистане. Никто не видит и лидера талибов мулло Омара. Гуляют только его фотографии. Тем не менее Омар жив. На встрече с представителем "Талибана" я поинтересовался, будут ли талибы, придя к власти, снова закрывать школы и вводить жестокие законы. Талиб ответил, что будут выполнены все приказы мулло Омара. Это косвенно говорит о том, что Омар жив.

"Y": Кто руководит "Талибаном"?

А.К.: Я договаривался о встрече по спутниковому телефону с доктором Ханифом Ханифом, который отвечает у талибов за провинции Кандагар и Гильменд. Он отвечал, что сам найдет нас. Руководство талибов скрывается, и Ханиф Ханиф ждал момента для общения. Но у нас не получилось, и мы вышли на другого представителя талибов, который знает Ханифа Ханифа. Талибы опасаются провокаторов и шпионов ЦРУ в своих рядах: американцы хотят обезглавить "Талибан".

Судя по отношению к талибам, президент Пакистана Первез Мушарраф перестал быть союзником США. Но здесь не только афганские причины. И Тегеран, и Исламабад заявили о готовности войти в ШОС, что очень негативно воспринимается американцами. Именно против ШОС в первую очередь, и только во вторую - против Ирана американцы пытаются продавить через афганский парламент законопроект об аренде земли шести американских военных баз на территории Афганистана на 100 лет. Но пока в Кабуле такой ответственности на себя никто взять не может. Причем Вашингтону не помогают ни деньги, ни посулы, потому что любой чиновник из правительства Карзая, согласившийся на базы США, автоматически станет врагом народа и вынесет себе смертный приговор.

"Y": Вас проверяли перед встречей с руководством талибов?

А.К.: Мы свалились талибам как снег на голову. Нас туда привез водитель по имени Дурмамад, который вообще не знал, кто такие журналисты. Ему наш переводчик долго объяснял о нашей работе, рассказывая про телевизор, "в котором ходят люди". Дурмамад все равно ничего не понял, потому что в Афганистане идет 1385 год, подавляющее большинство людей неграмотно. В такую массу народа можно вложить любую идею. Американцы пытаются раскидывать конфеты и раздавать подарки в надежде купить этим неграмотных пуштунов. Но есть другой сильный козырь в виде множества мулл, которые несут то же, что и во время присутствия ограниченного контингента советских войск: страна захвачена иноземцами, которых надо убивать.

В южных провинциях, том же Кандагаре, на выездах из кишлаков стоят гарнизоны карзаевских войск. Тишина и спокойствие. А талибы – кругом. "Талибан" везде. У нашего водителя Дурмамада, который, кстати, сам талиб мои наивные вопросы о правительственных войсках вызывали приступы смеха. "Утром – карзай, а вечером – талиб", - говорил Дурмамад. Правительственные войска даже не дергаются, иначе сразу же пойдут атаки шахидов и активизируются обстрелы.

Говорить о власти Карзая над югом Афганистана неуместно. Более того, талибы активизируют партизанские и диверсионные действия. Они полностью взяли под контроль такие важные магистрали, как Кандагар - Кабул и Кандагар - Герат, активно укрепляются на северо-западе Афганистана. С "Талибаном" начали договариваться отдельные представители бывшего Северного альянса. Бывший президент Афганистана доктор Раббани заявил, что не против прихода талибов к власти в Кабуле, если те не будут нарушать законов ислама. Все прекрасно понимают, что "Талибан" - реальная сила.

Подавляющее большинство пуштунов, повторюсь, неграмотны. Например, в паспорте у нашего проводника в графе дата рождения стоит прочерк. Он не знает, когда родился, а многие не знают, какой вообще идет год. Но при этом они все отлично знают, что пуштунов – 65% в Афганистане, и их обошли, потому что не привлекли к реальной власти, не дали управлять страной.

"Y": Разве президент Карзай не пуштун?

А.К.: В том-то и дело, что Карзай и еще ряд людей – лишь номинальные пуштуны. Это всего лишь демонстрация. Пуштуны не признают Карзая, считая его мунафиком, предателем. Карзай для абсолютного большинства населения страны – марионетка и символ оккупационного режима. У меня сложилось впечатление, что Карзай будет отрабатывать те деньги, которые ему дают американцы. Он прекрасно понимает, что, если американцы уйдут, ему придется эмигрировать, иначе он повторит судьбу Наджибуллы.

"Y": Каковы цели талибов, не считая захвата власти?

А.К.: Их приход к власти весьма непредсказуем. На самом деле неизвестно, чего они хотят. Они декларируют, что иностранные войска должны покинуть страну, а власть должна принадлежать народу, что пуштуны должны быть шире представлены в управлении государством. Афганистан еще на долгие годы останется отсталой страной с народом, которым можно манипулировать. Сейчас американцев бьет ими же выращенное оружие.

"Y": В Афганистане сохраняется информационный вакуум?

А.К.: Сокрытие информации продолжается. Чтобы вы ни пытались сделать, вам обязательно скажут: "Харам". Запрещено снимать колонны сил коалиции, базы и подъезды к ним. Запрещено снимать у талибов. В Кандагаре нас сразу предупредили: "Находитесь в машине и никуда не выходите". У нас была договоренность с одним человеком, который стоял у идеологического руля движения "Талибан", а ныне возглавляет одну из оппозиционных Карзаю партий. Когда мы прибыли в Кандагар, он позвонил: "Возвращайтесь в Газни, я нашел вам полевого командира, который хочет встретиться". Я понял, что это ловушка, и мы не поехали на встречу. По дороге в Газни нас могли перехватить и грохнуть "лжеталибы". Кстати, нас пытались выманить из Кандагара не раз.

"Y": Американцы утверждают, что несут цивилизацию…

А.К.: Ничего нести не надо. Туда не надо лезть, потому что там совершенно иное восприятие жизни и смерти. Кстати, такой сюжет из жизни. В Пакистане и Афганистане очень популярен фильм "9-я рота". Так вот афганцы уверены, что это документальный фильм.

"Y": В Афганистане вспоминают наших "шурави"?

А.К.: Афганцы часто сравнивают советские и коалиционные американские войска, говорят, что при советских могли свободно передвигаться, а сейчас нет. Кругом блокпосты, проверки и гарнизоны, к которым приближаться нельзя. По воспоминаниям самих моджахедов, при советских войсках они жили нормально, воевали против них и умудрялись торговать с ними же. А сейчас у народа нет денег. Простому афганцу не удается поживиться чем-либо. Представители официального Кабула не перестают демонстрировать американцам, что всячески дистанцировались от русских. В Кабуле нам дали добро на встречу в Центре подготовки правительственных войск, но туда так и не пустили, показав американцам, что русским доступ закрыт.

"Y": Советский контингент более эффективно контролировал обстановку?

А.К.: Он действовал более успешно благодаря эффективным действиям спецназа. Работали две бригады, но были и потери. Как действуют американцы? Их потери гораздо ниже, чем у нас. Американцы первым делом стали строить дороги и вышки сотовой связи, организовав управление войсками. Активно работают структуры РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Грамотно поставлена служба войск, патрули, передвижения на марше. Нас копируют в том, что колонны обязательно сопровождают вертолеты огневой поддержки. Американцы используют наш опыт, перетягивая на свою сторону моджахедов, которые выполняют различные задачи. При этом американцы, как и мы, лицемерят, что не ведут войну, "вешая лапшу" о прокладке дорог и помощи крестьянам. Правда, у американцев гораздо больше денег и, значит, возможностей.

"Y": По мнению ряда экспертов, в Афганистане и Ираке по большому счету воюют только англосаксы – военные США, Великобритании, Канады. А остальные просто демонстрируют солидарность. Это так?

А.К.: В Афганистане "под раздачу" попадают все, в том числе и немцы. Но в коалиции очень многие недовольны своей миссией. Это касается поляков, британцев, немцев. Многие хотят уйти из Афганистана. Американцам все тяжелее нести бремя, потому что у них еще есть Ирак. Поэтому они стараются замазать в этой авантюре как можно больше стран. Вашингтону нужна живая сила для борьбы с "Талибаном". Я общался с военнослужащими 1-й мотопехотной роты из Македонии. В этом подразделении большинство славян, но есть и албанцы. Я спрашивал у македонцев, зачем они полезли в Афганистан, ведь у них самих с албанцами проблемы. Мне отвечали: "Тише, тише, у нас очень много албанцев". Македонским военным в Афганистане запрещено разговаривать на родном языке даже в межличностном общении! Только английский. В коалиции существует негласная директива не брать "русских" (выходцев из республик бывшего СССР).

На самом деле операция для американцев неприлично долго затянулась. Они думали, что все закончится с разгромом "Талибана". Но талибы рассеялись, сделались невидимыми и превратились в глубоко законспирированную сеть. В Афганистане все, как и 10-20-30 лет назад: на обочинах дорог сидят дядьки в чалмах, которые вычисляют машины и колонны. И нет никакой гарантии, что по их отмашке из-за угла не выскочит смертник на мотоцикле. Так было, есть и будет.

"Y": Чеченские батальоны "Восток" и "Запад" Минобороны России побывали в Ливане. Дала бы эффект в теории отправка российских мусульманских (тех же чеченских) подразделений в Афганистан?

А.К.: Это было бы весьма интересно, потому что, по некоторой информации, у талибов сформированы группы смертников общей численностью около 500 человек, в которых есть и чеченцы. Если в Афганистане окажется какое-либо чеченское подразделение МО РФ, с ним сразу же будут работать идеологи движения "Талибан" с задачей перетянуть людей на свою сторону, нейтрализовать подразделение и направить оружие против своих хозяев. Естественно, туда чеченцев не пошлют.

"Y": Россия помогла Северному альянсу. Существует ли он сейчас?

А.К.: Уже не существует. Движение обезглавлено с убийством Ахмад Шах Масуда. Кстати, непонятно, кто его убрал - Межведомственная разведка Пакистана, талибы или американцы. 9 сентября 2001 г. был убит Масуд, а через два дня атаковали башни-близнецы. Таджикское движение обезглавлено: в Пандшере запустение, бывшие командиры в Кабуле машинами торгуют. Остальные лидеры в принципе накормлены. Дустуму предложен хороший пост. Он по-прежнему правит в Мазари-Шарифе, командуя узбеками. Американцы платят ему за лояльность узбеков, за то, что узбеки активно участвовали в подавлении восстания заключенных талибов в тюрьме Мазари-Шарифа в 2001 году.

"Y": Вы согласны с тем, что коалиционные силы, воюющие в Афганистане с талибами, так или иначе прикрывают южное "подбрюшье" России?

А.К.: Талибам не нужны Средняя Азия и тем более Кавказ. Они воюют только на своей территории. Да, люди Гульбеддина Хекматиара в 1992 г. воевали в Карабахе на стороне Азербайджана. Но это были не талибы в чистом виде, а боевики Хекматиара. В то время он как раз находился в оппозиции.

"Y": Но зафиксированы же поездки Басаева в Афганистан?

А.К.: Есть сведения, что он был в Кандагаре.

"Y": Как будут развиваться события в Афганистане?

А.К.: Война с талибами будет носить затяжной характер, американцы уходить не собираются. Договориться с талибами не удастся, значит, нужно нейтрализовать верхушку "Талибана". Для победы американцам, в первую очередь, нужно договариваться с Исламабадом, что Вашингтон в принципе и пытается делать. В конце прошлого года зафиксировано несколько секретных встреч американцев с представителями официального Исламабада на территории военной базы ISAF в аэропорту Кабула. От Пакистана добиваются прекращения поддержки талибов. По большому счету, сами талибы достали и Исламабад, но сделать с ними никто ничего не может. Существуют зоны свободных пуштунских племен, которые никогда никому не подчинялись.

"Y": Спасибо за беседу.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей