Фокус с Йоханссон не получился

"Престижу" Нолана не хватает отстраненности и чисто литературной игры, к которой располагает роман Приста. Сделано все красиво и впечатляюще, но к середине фильма становится слегка тоскливо

Престиж (The Prestige)
США, 2006
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Хью Джекман, Скарлетт Йоханссон, Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Дэвид Боуи





Англичанин Кристофер Нолан запомнился зрителю своим фильмом 2000 года "Memento", где время текло вспять и потерявший "короткую" память герой узнавал о событиях по татуировкам на своем теле и записочкам на стикерах. Это был низкобюджетный минималистичный шедевр. После этого, как нередко бывает в Голливуде, начинающему перспективному автору доверили солидные бабки, и Нолан сделал не очень внятный триллер "Бессонница" с Аль Пачино и Робином Уильямсом, а затем "Бэтмен: начало", чем сильно снизил планку ожиданий.

Последняя работа Нолана, 40-миллионый "Престиж" с россыпью востребованных актеров – Хью Джекман, Скарлетт Йохансс, Кристиан Бэйл, – а также классиком жанра психотриллера Майклом Кейном и классиком глэм-рока Дэвидом Боуи, несколько исправил в моих глазах пошатнувшуюся было репутацию Нолана, как человека, работающего на стыке артхауса и мейнстрима. Точнее будет сказать, что Нолан окончательно перестал снимать артхаус, но и несколько отошел от тупого голливудского зрелища.

Его новый фильм сделан по прекрасному одноименному роману Кристофера Приста. Это история о двух фокусниках, в конце XIX в. соперничавших по части выдумки трюков с исчезновением людей. Вокруг этого, по существу, и вертится все действие картины. Бывшие коллеги, ставшие в результате трагической гибели ассистентки и жены одного из них лютыми врагами, пытаются изощренно наколоть друг друга, а заодно и публику. И, надо сказать, это им здорово удается. Сюжет очень гармонично сочетает историю сложных трюков, с помощью которых "дурят нашего брата", с детективным и достаточно запутанным рассказом о двойниках, правда с весьма невнятным и абсолютно непредсказуемым финалом, принижающим общее впечатление. Но буквально до самого последнего кадра, на мой взгляд, изрядно портящего впечатление от детективной линии, происходящее на экране держит зрителя в напряжении.

Что касается формы и выразительных средств – операторской работы, трюков, грима, атмосферы конца XIX века, картина на высоте. Впечатление несколько портит женская когорта, проигрывающая не столько по игре, сколько по сценарию. Здесь тандем красавицы Йоханссон с красавцем Джекманом, на который сделал ставку Вуди Аллен в "Сенсации", несколько недотягивает до классического голливудского образца, когда публика млеет от одного вида милашек на экране. Зато Кристиан Бэйл в паре с Кейном и Джекманом смотрится куда как выигрышно.

С другой стороны, актерский ансамбль в значительной мере подобран исходя из предпочтений современного зрителя, все трюки – на высоком уровне, и поначалу кино смотрится весьма интригующе. Единственное, чего не хватает – доли отстраненности и чисто литературной игры, как к этому располагает собственно роман. В этакой академичной манере давно уж никто не снимает, тем более что время повествования само просит тонко обыграть детали, пошутить, на манер нашего "Шерлока Холмса". А жаль. Я уж не говорю, что все время дает о себе знать перекличка с алленовским фильмом – Джекман как будто играет одну и ту же большую роль, не выходя из образа британского мачо.

В остальном все тут сделано очень красиво и впечатляюще, но к середине фильма становится слегка тоскливо. Дабы рассеять эту очевидную скуку, в сюжет введены совсем уж невероятные трюки, не имеющие отношения к магическому шоу, в которые, как ни старайся, трудно поверить. Персонажи по своему неправдоподобию и крутизне превращаются в героев комиксов, а странноватый unhappy-end запутывает все окончательно.

Вместе с тем нельзя сказать, что "Престиж" оставляет неблагоприятное впечатление. В нем столько всего намешано, такой технологический винегрет, особенно что касается любимого всеми зрелища – разоблачения фокусов, что смотреть на это интересно хотя бы потому, что рассказана нетривиальная история с множеством хитросплетений. Фильм идет больше двух часов, и в этом, вероятно, его основной недостаток. Видно, как авторы не хотят расставаться со своими героями, все придумывая и придумывая им необязательные эпизоды, но, провисая в центре, к финалу "Престиж" оживает с новой силой, и если бы не последний аккорд, без которого Голливуд не был бы самим собой, можно было б сказать, что фильм снят в силу "Memento".

Я думаю, что самая трудная задача для молодого режиссера с авторской концепцией – осваивать мегабюджеты. Приходится отказываться от изысков на тему собственного видения и приглашать совсем необязательных "завлекалочек", вроде Йоханссон, и тут же, как бы извиняясь и намекая на собственную "неформальность", звать рок-идола Боуи на второстепенную роль, тогда как хочется, чтоб в данном случае все было наоборот. Но деньги, как обычно, решают все, если ты не гений. Впрочем, оставим придирки. Шедевра, безусловно, не получилось, но кино это к просмотру можно смело рекомендовать, потраченных денег на билеты будет не жалко. Формально – это высокий уровень, всем бы так снимать.

Выбор читателей