Судьбу Пушкинской площади решат сами москвичи

Пушкинскую площадь ждет серьезная реконструкция. Обсуждаются сразу несколько проектов. Местным жителям беспокоиться не стоит: их дома, памятник Пушкину и кинотеатр, скорее всего, останутся на месте




В последние годы транспортная проблема грозит оставить далеко позади доселе извечный бич москвичей – квартирный вопрос. Ситуация усугубляется еще и тем, что пропускная способность основных московских магистралей на сегодняшний день "выбрана" полностью. Это означает, что решить проблему посредством одной только оптимизации системы регулирования дорожного движения или даже строительства на наиболее загруженных участках дополнительных полос уже нереально. Мировая практика показывает, что решение подобных проблем возможно только одним способом – путем кардинальной перестройки или глубокой модернизации главных транспортных артерий города.

В Москве основной транспортной артерией является так называемая "Большая Ленинградка" – магистраль, соединяющая центр города в районе Манежной площади с аэропортом "Шереметьево". Наиболее проблемными ее участками считаются Ленинградский проспект, а также ряд площадей в центральной части столицы. На каждой из них слияние и разведение транспортных потоков происходит на одном уровне, что в часы пик снижает пропускную способность "Большой Ленинградки" практически до нуля. По этой причине в феврале минувшего года правительство Москвы было вынуждено принять решение о полной реконструкции данной транспортной артерии.

Главной целью проекта является организация бессветофорного движения практически по всей протяженности магистрали, что позволит увеличить пропускную способность в полтора - два раза. В процессе модернизации "Большой Ленинградки" предполагается реконструировать примерно 16,9 км проезжей части, освоить и построить 15 млн кв. м площадей, а также возвести подземные паркинги на 7,5 тыс. машиномест. В ходе реализации проекта будут построены транспортные развязки в таких ключевых узлах, как Пушкинская и Триумфальная площади, площадь Белорусского вокзала, Ходынка, район станции метро "Сокол", пересечение Ленинградского шоссе с Фестивальной улицей.


Проект "ТДЦ Тверской"

Начальным и, судя по всему, наиболее сложным этапом проекта станет реконструкция Пушкинской площади – одного из самых "узких" мест всей магистрали, где в часы пик пересекаются мощнейшие транспортные потоки, движущиеся в перпендикулярных направлениях – по улице Тверская, Страстному и Тверскому бульварам. Необходимость модернизации Пушкинской площади была осознана московскими властями еще 12 лет назад, результатом чего стало изданное 24 апреля 1995 г. распоряжение правительства Москвы № 373-РП "О проектировании реконструкции Пушкинской площади". Находящийся сегодня на рассмотрении столичного правительства проект развития Пушкинской площади предусматривает строительство транспортного узла на пересечении ул. Тверской и Страстного и Тверского бульваров, включающего прокладку тоннеля под ул. Тверской и создание подземного торгово-досугового центра с автостоянкой (см. схему). По заключению экологов, строительство тоннеля и увеличение пропускной способности магистрали создаст условия для беспрепятственного движения автотранспорта на участке Пушкинской площади, что приведет к снижению выбросов выхлопных газов от ползущих на малой скорости автомобилей.

На сегодняшний день это наиболее проработанный из всех проектов реконструкции площади, поступивших на рассмотрение правительства Москвы с момента выхода распоряжения № 373-РП. За его реализацию отвечает ОАО "ТДЦ "Тверской". Доля города в уставном капитале этой компании составляет 30%, что позволяет столичным властям полностью контролировать ход работ. Инвестиционный характер проекта позволяет реализовать его в сравнительно короткие сроки, без какой-либо завязки на бюджетные деньги.

Помимо решения транспортной проблемы, модернизация транспортного узла Пушкинской площади включает в себя проведение масштабных работ по перекладке и обновлению коммуникаций, которые характеризуются высоким уровнем изношенности. В ходе работ будет построен новый коллектор. Застройщик гарантирует его безаварийное функционирование на протяжении 30-50 лет.

По словам префекта ЦАО Сергея Байдакова, проект не предусматривает сноса прилегающих зданий и переселения жителей из Центрального округа. Схема реконструкции предполагает также совершенно однозначный ответ на один из самых "любимых" вопросов москвичей – относительно судьбы памятника тому, чье имя носит площадь: монумент Александру Сергеевичу Пушкину никуда переноситься не будет.

Немаловажно и то, что реконструкция позволит решить проблему местных жителей, связанную с отсутствием необходимого количества магазинов, торгующих продуктами и товарами повседневного спроса. Огромное количество дорогих бутиков, расположенных в районе Пушкинской площади, и практически полное отсутствие магазинов шаговой доступности привели авторов проекта к мысли ориентировать строящийся здесь торговый центр на средний класс покупателей.


Проект "Старая Москва"

Говоря о реконструкции Пушкинской площади, стоит обратить внимание и на другие примеры. В ходе работы Информационного центра, открытого с целью организации широкого общественного обсуждения всех предложений, связанных с реконструкцией, на суд общественности были представлены и другие проекты. Одним из них стало предложение по освоению наземной части Пушкинской площади, представленное Комиссией "Старая Москва". Суть предложений "Старой Москвы" сводится к восстановлению в части сквера, прилегающей к Тверскому бульвару, жилого квартала, а также переносу памятника Пушкину на его прежнее место (см. схему). На месте памятника будет возведена временная часовня, которую впоследствии сменит вновь отстроенная колокольня и церковь Алексия Человека Божия. За колокольней, где сегодня находится сквер, согласно планам "Старой Москвы", должен будет появиться располагавшийся на этом месте ранее Страстной монастырь.

Несмотря на подчеркиваемую приверженность историческому московскому духу, проект "Старой Москвы" вызывает ряд серьезных вопросов. Если среди значительного числа архитекторов его появление вызвало лишь профессиональный скепсис, то ознакомившихся с ним местных жителей проект поверг в легкую панику. Прежде всего, и те и другие указывают на нецелесообразность переноса памятника Пушкину, так как на своем нынешнем месте он стоит с 1950 года – столько же, сколько в свое время простоял на противоположной стороне площади. Строительство часовни с последующим возведением церкви на месте расположения памятника, по мнению архитекторов, невозможно, так как на этом участке расположены переходы метрополитена (именно по этой причине участок с памятником Пушкину не был включен в зону застройки согласно проекту ТДЦ "Тверской"). Не менее спорной представляется и идея воссоздания в столь светском и, к тому же, чрезмерно транспортно загруженном месте действующего монастыря. Более того, воссоздание монастыря, возможно, потребует сноса кинотеатра "Пушкинский", знаменитая лестница которого оказывается аккурат под зданием собора. Да и сам факт столь близкого соседства кинотеатра и культового сооружения выглядит достаточно нелепо.

Главным же камнем преткновения грозит стать возможное отселение жителей окрестных домов. Работы по строительству жилого квартала (стоимость квадратного метра жилья в этом районе исчисляется десятками тысяч долларов), ради которого, по мнению многих экспертов, и задумывался сам проект, а также перенос памятника и возведение церкви с колокольней неизбежно повлекут за собой изменения в ныне существующей застройке района.

И все же, какими бы плюсами и минусами ни обладали представленные проекты, все они имеют право на обсуждение. Общественная дискуссия, развернувшаяся вокруг проектов реконструкции Пушкинской площади, собственно говоря, и стала тем спором, в ходе которого должна родиться истина.

Выбор читателей