Знать свое место полезно. Но иногда грустно

Бородюк послематчевое выступление Газзаева в адрес сборной назвал "некорректным". Что ж, достаточно деликатное определение. В русском языке есть и куда более емкие – например, "хамство"




Какие все-таки интересные бывают в жизни совпадения! В декабре, по окончании группового этапа Лиги чемпионов, в котором ЦСКА и "Спартак" показали, по сути, одинаковый результат, мы отметили, что спартаковцы своими подвигами в последних турах затмили армейцев. Тогда "красно-синие", как известно, проиграли два заключительных матча и расстались с мечтой о продолжении кампании в Лиге, удовольствовавшись "синицей в руках" в виде путевки в Кубок УЕФА. "Красно-белые" же за эту путевку сражались из последних сил и завоевали ее в последний момент, сотворив маленькое чудо.

Прошло чуть больше двух месяцев, и ситуация повторилась с точностью до наоборот: оба клуба сыграли первые матчи в Кубке УЕФА, сыграли одинаково по результату, но игра армейцев оставила такой след в умах наблюдателей, что спартаковская на этом фоне как-то затерялась.

Причем собственно к игре это отношения не имеет: по содержанию-то, скорее, матч "Спартак" – "Сельта" превзошел встречу ЦСКА – "Маккаби". У спартаковцев и соперник был посильнее, и сама игра прошла более жарко, голами была отмечена, опять-таки. Но воспоминаний о том, что произошло днем ранее во Владикавказе, она все-таки не вытеснила.

Произошло это не на поле, а у его кромки, во время послематчевого интервью Газзаева. Собственно, это и не интервью было: Валерий Георгиевич в раздражении произнес несколько фраз, содержавших прямые нападки на тренера сборной Гуса Хиддинка, а затем сказал: "Все. Спасибо" - и был таков.

Естественно, эта выходка (надо признать, вполне в духе Газзаева) не осталась незамеченной, и Российский футбольный союз на нее должным образом отреагировал на своем сайте. В помещенной там заметке сообщается, что данное заявление было воспринято "с недоумением и сожалением", а также приводятся слова Никиты Симоняна, Александра Бородюка и Виктора Онопко: каждый по-своему пытается урезонить зарвавшегося тренера.

Бородюк, к которому критика со стороны Газзаева имеет, понятно, самое прямое отношение, назвал заявление "некорректным". Что ж, достаточно деликатное определение. в русском языке есть и куда более емкие эпитеты. Например, думаю, вполне подошло бы "хамское".

Но это, в конце концов, вопрос не терминологии, а менталитета. Или самосознания, если хотите. Вопрос о том, где мы находимся в мировом футболе. Где наше место в нем?

Искать ответ на этот вопрос можно по-разному. Можно открыть таблицу коэффициентов УЕФА, где Россия, о чем мы в свое время говорили, находится на высоком девятом месте. Можно взять рейтинг-лист ФИФА, где наша сборная располагается на 27-й строчке – тоже, в общем-то, не так страшно. Можно попытаться составить еще какую-нибудь классификацию...

Попробуем, однако, обойтись без цифр, а лучше будем руководствоваться ощущениями. Вот, например, 7 - 8 февраля в мире прошло больше трех десятков товарищеских матчей с участием сборных всех континентов. Интересно, хоть где-нибудь еще на планете тренер ведущего клуба осуждал эти игры? Газзаев ведь задолго до поездки в Голландию твердил, что она никому не нужна (ясное дело, она ж не приносит такого дохода, как Кубок Первого канала!), остался верен себе и впоследствии.

Повторяю вопрос: сколько еще в мире стран, где к матчам сборной, готовящейся к новому сезону, подобным образом относился бы ведущий клубный тренер? Может, такие страны и есть, но их, убежден, очень немного. В цивилизованном же футбольном мире отношение совсем иное, и по этому показателю российский футбол совсем не девятый в Европе и не 27-й в мире, поверьте на слово.

А вот еще один пример. Выше мы упомянули, что на сайте РФС есть реакция Никиты Симоняна на заявление Газзаева. В трех абзацах легендарный в прошлом футболист говорит правильные вещи: что сборная – лицо российского футбола, что ее интересы важнее клубных, что нужно взаимопонимание между РФС и клубами и т.д. С этим не поспоришь. Но давайте вспомним, как примерно год назад Никита Павлович отреагировал на приглашение Хиддинка в национальную команду. Отреагировал он отрицательно, и в этом, кстати, был не одинок: в верности решения РФС сомневались и некоторые другие специалисты. Это, в общем-то, естественно: каждый человек имеет право на собственное мнение. Если бы не одно "но": Симонян – не каждый, он - высокопоставленный работник РФС.

Представьте себе: национальная федерация приглашает тренера сборной, а ее первый вице-президент (!) открыто выражает недовольство этим решением. В скольких еще странах такое возможно?

Если вы не можете решить, по какой же из двух предложенных классификаций место России в мировом футболе выше (или ниже), могу предложить вам, к примеру, еще одну, более конкретную. Седьмого февраля в Лондоне игрался товарищеский матч Бразилия–Португалия. Его транслировали на 180 государств мира. Россия, как мы знаем, в это число не вошла. Вот и выбирайте любое место со 181-го по 191-е (если не ошибаюсь, именно столько сегодня в мире государств, хотя ручаться не буду).

А вот еще вопрос на засыпку: сколько в мире стран, где матч своего клуба в официальном международном турнире континентального уровня будут показывать по телевидению с опозданием на час, как показали вчера "Спартак" – "Сельта"?! И ведь это единственный матч дня, ни с каким другим не пересекающийся, да к тому же проводящийся в нашей же стране...

Вот и думай после всего этого: где наше место в мировом футболе? Неужели там, куда пытался отправить незабвенного героя Евгения Леонова его сокамерник?

Выбор читателей