Биеннале готовится к захвату Москвы

Вторая Московская биеннале современного искусства расползется по городу, как манная каша по столу. Хороший способ выйти из этого щекотливого положения – ориентироваться по географическому принципу


ФОТО: 2nd.moscowbiennale.ru



Первая Московская биеннале современного искусства, случившаяся два года назад, оказалась мероприятием весьма противоречивым. С одной стороны, сам факт появления столь масштабного арт-фестиваля в наших широтах не мог не порадовать поклонников актуального искусства. С другой – множество проходных, случайных проектов и явный недостаток финансирования лишний раз напомнили очевидный факт: как бы ни пыжились отечественные кураторы, до Венеции или хотя бы Базеля нам – как до неба. Не украсила Первую биеннале и, прямо скажем, нездоровая атмосфера, царившая в оргкомитете. В результате ее официальный комиссар Виктор Мизиано, подал в отставку. На этот раз командовать парадом будет Иосиф Бакштейн, который, не обладая ярко выраженной кураторской харизмой, считается одним из лучших российских арт-менеджеров.

Не секрет, что у каждого крупного критика, не говоря уже о художниках, существует собственный взгляд на то, как должна выглядеть настоящая биеннале современного искусства. Однако же Бакштейн, похоже, не собирается рисковать своим добрым именем. Поэтому, в отличие от биеннале-2005, организаторы представят на суд зрителей не единый коллективный проект, а ряд выставок, подготовленных кураторами индивидуально и в группах. Все они будут объединены темой "Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ" и представят в общей сложности произведения более 90 художников.

"Задача проекта – способствовать осознанию той ситуации, в которой сегодня оказалось искусство. В наши дни современное искусство, как и гуманитарная культура в целом, утрачивают то, что можно назвать их "легитимирующей функцией". Именно поэтому сегодня мы говорим лишь о примечаниях, заметках, которые искусство способно оставлять на полях макроэкономических битв, о принципиальной важности комментирования художником тех высказываний, которые делаются на языке Капитала и Большой политики", - комментирует проект Иосиф Бакштейн.


Фото: 2nd.moscowbiennale.ru

Выставочная программа Второй Московской биеннале будет состоять из пяти экспозиций основного проекта, более 25 специальных проектов и восьми выставок "специальных гостей". Учитывая, что большинство галерей подготовили к началу мероприятия свои выставки, объединенные в так называемую параллельную программу, Вторая Московская биеннале современного искусства расползется по городу, как манная каша по столу. Поэтому, если вы не ставите своей задачей посмотреть все экспозиции, представленные в рамках основной, специальной и параллельной программы, проблема выбора рано или поздно станет более чем насущной. Хороший способ выйти из этого щекотливого положения – ориентироваться по географическому принципу, тем более что крупнейшие выставочные площадки Москвы не только в состоянии принять и показать у себя одновременно несколько проектов, но и, как правило, стараются заполучить самые интересные и актуальные выставки.

Например, престижные залы "главного музея столицы" оказались лакомым кусочком как для непосредственных участников биеннале, так и для свободных кураторов. А непосредственно у сотрудников Третьяковки появилась весьма привлекательная возможность принять участие в альтернативном арт-мероприятии. Это привело к тому, что в рамках Второй Московской биеннале в Государственной Третьяковской галерее откроются сразу три экспозиции.

А вот главный оппонент Третьяковки – Музей современного искусства - оказался практически вне конкуренции хотя бы по количеству свободного выставочного пространства. Немаловажную роль здесь сыграла и "идеологическая линия" музейного руководства, направленная на укрепление дружеских отношений с современными художниками. В основном здании на Петровке будут представлены сразу четыре экспозиции биеннале, а еще две обещают показать в филиале в Ермолаевском переулке.

Серьезные и интересные выставки разместятся в Государственном центре современного искусства, в бывшем Музее Ленина и в выставочном зале "Манеж", который плотно оккупировали кураторы Московского дома фотографии. А вот для основного проекта комиссар биеннале выбрал нейтральную территорию ЦУМ и Башни Федерации.

Более подробную информация и сводное расписание работы всех экспозиций Второй Московской биеннале можно получить здесь.

Выбор читателей