Культурная революция

Выставка "Движение, эволюция, искусство" ознаменовала появление первого в Москве частного музея, посвященного творчеству самых актуальных отечественных художников последнего столетия




Под шумок надвигающейся Второй Московской биеннале современного искусства в столице случилась настоящая культурная революция – выставка "Движение, эволюция, искусство" ознаменовала появление первого в городе частного музея, посвященного творчеству самых актуальных отечественных художников последнего столетия.

Проект, осуществленный фондом культуры "Екатерина", представляет коллекцию Екатерины и Владимира Семенихиных, которые, собственно, и являются учредителями и законными владельцами этого самого фонда. Точнее, малую часть этой коллекции – в собрании Семинихиных находится около 500 произведений, а в залы галереи попало всего семьдесят пять. Экспозиция открылась в новом выставочном пространстве, которое отныне, вероятно, будет бесперебойно функционировать. Уже в апреле "Движение, эволюция, искусство" уступит место выставочному проекту, посвященному творчеству Владимира Янкилевского. Учитывая тот факт, что фонд "Екатерина" сотрудничает с крупнейшими российскими музеями, галерея явно станет серьезным конкурентом не только Третьяковке, но и Музею современного искусства.

Прошлогодние события показали, что открытие подобных музеев на территории бывшего соцлагеря вполне перспективно. Украинский бизнесмен Пинчук, учредивший в Киеве небольшой музей современного искусства, организованный по последнему слову техники и в соответствии с самыми актуальными принципами экспозиции материала, глубоко потряс воображение московских кураторов и критиков. В отличие от украинского коллеги, владельцы фонда "Екатерина" не стали разоряться на модное оформление интерьера, кафетерий в стиле хай-тек и убойную подсветку в туалете. Собственно, даже освещение экспозиции сделано весьма скромненько. Зато подбор вещей действительно впечатляет. Например, ходят слухи, что тот же Пинчук владеет прекрасным собранием современного искусства, однако показать товар лицом украинскому магнату явно не удалось. Московские же кураторы постарались на славу – своеобразным камертоном экспозиции служат картины Тышлера, Степановой и Поповой, которые затем плавно перетекают в произведения Пивоварова и Эрика Булатова. Русские авангардисты, конечно, выглядят свадебными генералами, но сам факт наличия работ такого масштаба красноречиво свидетельствует об общем уровне собрания. Еще одно явное преимущество московских коллекционеров – отсутствие непреодолимой тяги к гламуру, который, правда, частично проскальзывает в произведениях Ларисы Звездочетовой и лишь один раз выскакивает на зрителя из-за угла розовым поролоновым цветком Сергея Шеховцова.

До сих пор Владимир и Екатерина Семенихины не собирались демонстрировать москвичам чудеса музейной роскоши, предпочитая работать на базе уже раскрученных брендов. Выставки "Бубнового валета" и Эрика Булатова в Третьяковской галерее были организованы фондом "Екатерина". Однако когда коллекция Семенихиных разрослась до 500 экспонатов, вопрос о собственном выставочном пространстве стал весьма актуален. Собрание фонда "Екатерина" отличается не только высоким качеством, но и редким в наших краях разнообразием. Помимо произведений представителей русского авангарда и официального искусства 1930-х годов, картин подпольщиков из "Лианозовской группы" и работ художников последнего десятилетия прошлого века, Екатерина и Владимир Семенихины владеют произведениями западных художников – Тома Вессельмана, Джеймса Розенквиста, Маноло Вальдеса, Александра Калдера и других известных мастеров. А уж раздел современного отечественного искусства, собственно, и представленный на выставке, выглядит чуть ли не как учебник для старшеклассников. Фотоархивы Франсиско Инфанте и классические работы Виноградова и Дубосарского, знаменитая бронзовая скульптура "Микки и Минни" и не менее популярная в народе "Теннисистка" Олега Кулика, матросы неоклассика Гурьянова и десантники фотореалиста Браткова, представленные в экспозиции, вполне позволяют Семенихиным претендовать на звание Третьяковых наших дней.

Выбор читателей