Советское кино лишилось еще одной легенды

Череду утрат советского кинематографа продолжил известный режиссер Альберт Мкртчян, скончавшийся на 81-м году жизни. Он открыл нам "Землю Санникова", "Лекарство от страха" и еще много прекрасных картин




Советское кино, на котором выросло не одно поколение жителей России, до сих пор остается невероятно популярным: многие фильмы смотрятся и пересматриваются десятки раз, и, хотя все уже знают их наизусть, а фамилии в титрах принадлежат людям, которые теперь один за другим покидают этот мир, не становятся от этого менее интересными и любимыми. "Золотую" коллекцию таких картин в свое время пополнил весьма ценным вкладом талантливый режиссер Альберт Мкртчян, который сегодня ушел из жизни в Центральной клинической больнице российской столицы. Он успел разменять девятый десяток, но еще совсем недавно проявлял невиданную для своего возраста активность, помогая в организации музея своего брата - известного актера Фрунзика (Мгера) Мкртчяна; музей, находящийся в их родном городе, функционирует с 22 декабря 2006 года. Ровно через два месяца после открытия, словно успокоившись, покинул этот мир и Альберт.

О том, что Мкртчян скончался на 81-м году жизни, сообщили сегодня журналистам представители Гильдии кинорежиссеров Союза кинематографистов России. Прощание с их покойным коллегой и похороны состоятся 26 февраля.

Альберт Саркисович на своем веку успел пройти интересный и трудный путь - не только жизненный, но и творческий тоже. На самом деле в далеком 1926 г., летом которого родился будущий создатель "Земли Санникова", родители дали ему имя Вараздат, которое он поменял, попав в мир кино. В 1950 г. Мкртчян стал выпускником режиссерского факультета театрально-художественного института в своем родном Ереване, потом несколько лет ставил спектакли в Ереванском академическом театре им.Сундукяна, а потом попытал счастья в столице СССР и добился успеха: в 1957 г. его взяли на "Мосфильм", где он сначала ассистировал знаменитому Михаилу Ромму, снимавшему тогда "Девять дней одного года", а потом пустился в свободное плавание.

Сатирический киножурнал "Фитиль", который радовал неискушенного советского телезрителя язвительными сюжетами в исполнении ярких, одаренных актеров, сейчас помнят немногие: обличение бюрократов, спекулянтов, казнокрадов, тунеядцев и алкоголиков выглядит в нынешнее непростое время совсем уж мягко. Но зато люди, которые участвовали в создании некоторых выпусков "Фитиля", известны всем без исключения, так как впоследствии стали настоящими звездами. В их число попал и Альберт Мкртчян, выступавший в этом проекте одним из режиссеров.

В 1970 г. он снимает свою первую полнометражку - комедию "Опекун", а уже через три года на экраны страны выходит настоящий хит - приключенческая лента "Земля Санникова", снятая на основе увлекательного и такого неидеологизированного романа Обручева. Фантастический сюжет, сочетающий в себе путешествие в загадочный затерянный мир, где еще сохранились не испорченные цивилизацией племена людей, и полное опасностей путешествие небольшой частной экспедиции на полюс, покорил и детей, и взрослых. В 1972 г. съемочный процесс был запущен благодаря усилиям целой плеяды гениальных деятелей искусства: Марк Захаров участвовал в процессе написания сценария, Мкртчян в соавторстве с Леонидом Поповым занялись режиссурой, музыку писал Александр Зацепин, а слова песен - Леонид Дербенев, костюмы готовила Алина Будникова, "одевшая" потом десяток прекрасных фильмов и яркие "Старые песни о главном" Константина Эрнста, а актерский состав был просто великолепен: Владислав Дворжецкий, Георгий Вицин, Олег Даль, Николай Гриценко, Екатерина Самбуева, Алена Чухрай, Махмуд Эсамбаев, Юрий Назаров и другие.

Каждый, даже те, кто не смотрел фильм, помнит берущие за душу слова и мотив песни, звучавшей в "Земле Санникова" - "Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь". В кадре гитарные струны перебирает, исполняя ее, бесшабашный Крестовский - герой Олега Даля, хотя на самом деле звучит голос Олега Анофриева. Так получилось из-за размолвок актера с режиссерами: он, к тому времени уже создавший себе авторитет в кино, мыслил идею фильма иначе и разочаровался в процессе съемок. Кстати, изначально на роль "поющего" Крестовского планировалось пригласить Владимира Высоцкого, но высокое киноначальство, у которого он на тот момент был не в фаворе, дало директиву найти другого актера. И - несмотря на все передряги - "Земля Санникова" все равно стала, как бы сейчас сказали, хитом проката.

В последующее десятилетие фильмы Мкртчяна выходят один за другим: захватывающий детектив "Лекарство против страха" в 1978 г., комедия "Если бы я был начальником" в 1980 г., мелодрама "Путешествие будет приятным", снятая по его же сценарию, - в 1982 г., драма "Казенный дом" в 1989 г. и, наконец, мистический фильм ужасов "Прикосновение", появившийся на экранах в непростой для России 1992 год. В его лентах снимались многие будущие звезды российского экрана, среди которых Наталья Белохвостикова, Игорь Костолевский, Клара Лучко и Георгий Вицин.

Выбор читателей