Казахстан стал полем битвы

Под давлением США и Китая центрально-азиатский расклад сильно изменился, и бывшие союзники РФ начинают все чаще смотреть на сторону. Особенно неприятным стало охлаждение отношений с Казахстаном




Призрак "санитарного кордона" вокруг России бродит по просторам СНГ. Сначала эту идею продвигали лидеры грузинской "революции роз" и "оранжевого" Майдана. После ее на саммите ГУАМ с тем, чтобы в мае прошлого года окончательно оформить в Вильнюсе, на освященном присутствием Дика Чейни форуме "Сообщества демократического выбора" (СДВ).

Западная компонента блокадной линии - страны Балтии, Украина, Молдавия и Грузия. Сегодня в блокаду вовлекаются Казахстан и государства Центральной Азии, недра которых рассматриваются США и Европой в качестве фундамента демаркационной линии "санитарного кордона". Стратегия создания альтернативных, в обход России, трубопроводов западного направления нацелена не только против России, но и против Китая, в котором западные государства видят источник потенциальной угрозы.

Если опустить детали, суть противостояния сводится к борьбе за контроль над стратегически важным и энергетически емким регионом. Китай наращивает свое политическое влияние, используя инструмент ШОС. И параллельно пытается оттянуть на себя экспорт углеводородов, демонстрируя готовность инвестировать в строительство нефте- и газопроводов. В свою очередь, США имеют еще и сверхзадачу - создать в регионе мощный плацдарм своего влияния, объединить вокруг него центрально-азиатские государства, блокировать, таким образом, амбиции России и Китая и, развернув энергопотоки, обречь последний на энергетический голод.

Полем битвы стал, в первую очередь, Казахстан, до недавнего времени категорически отказывавшийся вступать в какие-либо сделки в обход России. Это исторически сложившееся предпочтение было обусловлено и историей распада СССР, и позицией президента Назарбаева, и унаследованной со времен СССР структурой трубопроводов.

В последнее время под давлением США и Китая центрально-азиатский расклад сильно изменился, и бывшие союзники России начинают все чаще смотреть на сторону. Особенно неприятным для России стало охлаждение отношений с Казахстаном. Именно поэтому трудно переоценить важность переговоров, которые две недели назад провел в Астане премьер-министр Михаил Фрадков.

Судя по протокольным сообщениям, никакого прорыва по наиболее наболевшим вопросам, связанным с наращиванием экспорта казахской нефти, в ходе этого визита не произошло. Астана предлагала увеличить объемы прокачки нефти по северному направлению до 20 - 25 млн т, но Россия, ссылаясь на необходимость представления гарантий по ресурсному обеспечению транзитных поставок нефти, настояла на внесения в итоговый протокол 15 млн тонн. Казахстан поставил вопрос об увеличении пропускной способности Каспийского трубопроводного консорциума (Тенгиз–Новороссийск), но российская делегация отказалась решать эту проблему до согласования вопроса о реализации проекта строительства нефтепровода Бургас – Александруполис.

Тем не менее сразу после переговоров с Фрадковым Назарбаев отклонил предложение польских компаний, добивавшихся права на участие в разработке казахских нефтяных месторождений, подобно тому, как ранее были отклонены аналогичные предложения Украины. Одновременно появилась информация об отказе Астаны присоединиться к проекту строительства трубопровода Одесса – Броды – Гданьск, продвигаемого западными компаниями в целях транспортировки азиатских углеводородов в обход России. Пока не вполне ясно, чем мотивированы эти решения: устойчивой ориентацией на стратегическое партнерство с Россией в энергетической сфере, как пишут казахские СМИ, какими-то особенно интересными предложениями Москвы, вроде строительства в Казахстане АЭС, готовностью допустить Казахстан к участию в российских космических проектах и инвестициями в высокие технологии или решением Астаны переориентироваться на Китай.

Косвенным подтверждением последней версии являются недавние перестановки в правительстве Казахстана, новым главой которого стал Карим Масимов. Он много лет проработал в Китае и считается наиболее сильным представителем прокитайского лобби. Бывший же премьер Даниил Ахметов был назначен министром обороны.

В этой связи стоит упомянуть о том, что именно во времена премьерства Ахметова Казахстан объявил международный тендер на модернизацию системы ПВО и вел с представителями британской компанией BAE Systems и Европейского аэрокосмического концерна EADS переговоры о поставках в Казахстан оборудования для РЛС, нарушив тем самым обязательства, предусмотренные заключенным еще в 1995 г. Соглашением о создании объединенной системы ПВО государств СНГ. А не далее как 11 апреля Ахметов заявил о намерении создать казахстанско-турецкое СП военно-технологической направленности. Последняя затея, равно как и история с тендером по системе ПВО, совершенно не вписывается ни в стратегию сотрудничества с Россией, ни в переориентацию на Китай. Она, скорее, свидетельствует о прозападной ориентации, поскольку Турция является членом НАТО.

Впрочем, Казахстан давно демонстрирует стремление диверсифицировать не только экспорт энергоносителей, но и прочие направления международного сотрудничества. Однако в последнее время эта политика носила какой-то нервический характер. Взять хотя бы суету вокруг стремления Казахстана занять в 2009 г. пост председателя в ОБСЕ. Или согласие Назарбаева приехать в Варшаву на запланированный на май этого года "энергетический саммит", в котором должны принять участие Польша, Украина, Грузия и Азербайджан.

Стоит вспомнить, что в декабре 2006 г. Назарбаев начинает называть Китай главным экономическим и политическим партнером Казахстана - ранее таких эпитетов удостаивалась только Россия. В январе этого года он приезжает в Германию, которая продвигает проект новой "Стратегии ЕС в отношении Центральной Азии". Концепция этого проекта отводит Казахстану роль главного партнера Европы в деле диверсификации поставок энергоресурсов в страны ЕС и снижения зависимости Евросоюза от России. Назарбаев называет Германию "ключевым партнером" Казахстана, а Ангела Меркель, в свою очередь, обещает Назарбаеву поддержку в борьбе за пост председателя в ОБСЕ.

Из Германии Назарбаев едет на Украину, где подписывает "План действий Казахстан–Украина на 2007 - 2008 гг.", предусматривающий проработку вопросов транспортировки казахстанских углеводородов через нефтепровод Одесса – Броды – Гданьск. Еще через неделю польский посол на Украине заявляет о готовности Польши участвовать в достройке нефтепровода Одесса – Броды до Гданьска при условии гарантированного участия в проекте Азербайджана и Казахстана.

На этом, казалось бы, совершенно идиллическом фоне представители США вдруг снова поднимают вопрос о "проблемах с демократией", требуя внести в конституцию Казахстана соответствующие изменения, а Назарбаев едет в Москву, где на переговорах с Путиным не удается решить ни одного из затронутых вопросов. Затем в Астану приезжает Михаил Фрадков, и уже на следующий день Назарбаев заявляет, что демократические реформы, проводимые Казахстаном, "не будут копированием чужого опыта или абстрактных теорий". И получает в ответ серию статей об авторитаризме и коррупции в Казахстане, опубликованных в американских СМИ.

Тем временем "прокитайский" глава правительства Казахстана в обществе министра иностранных дел посещает Анкару, Баку и Тбилиси, где обсуждаются вопросы строительства транскаспийского маршрута поставок газа в Европу из Туркменистана, Казахстана и Узбекистана, а также проблемы двустороннего сотрудничества. При этом грузинский премьер называет Казахстан "крупнейшим иностранным инвестором" в экономику Грузии.

Из сказанного хорошо видно, что своей "многовекторностью" политика Казахстана ничем не уступает российской. Те же попытки играть сразу со всеми, и тот же навязанный выбор между Востоком и Западом. В сущности, так вынуждены крутиться практически все государства, за исключением, разве что, Грузии Михаила Саакашвили, уже сделавшей "единственно верный" выбор в пользу США и НАТО.

Одновременно нельзя не признать, что странности внешнеполитической линии Казахстана меркнут в сравнении с откровениями Министерства природных ресурсов России, признавшего 11 апреля, что в РФ недостаточно нефти для наполнения трубы, прокладываемой из Восточной Сибири к Тихому океану. Особую пикантность ситуации придает тот факт, что это происходит после неоднократных заявлений о готовности России удовлетворить все своих партнеров как на Западе, так и на Востоке. Сегодня в Минприроды всерьез рассуждают о перспективе потери части традиционного европейского рынка, дефицит которого будет, надо полагать, восполнен за счет того же Казахстана и его среднеазиатских соседей, вынужденных ориентироваться на доминирующие геополитические тренды и потому соглашающихся на роль охранников "российского гетто".

Выбор читателей