Греко-болгарской трубе ищут донора

Соглашение о строительстве нефтепровода Бургас – Александруполис подписано, однако участники так и не договорились окончательно, на чьи деньги его строить и, главное, кто гарантирует поставки нефти по новой трубе




Россия, Болгария и Греция подписали 15 марта долгожданное соглашение о строительстве трубы, соединяющей болгарский порт Буграс с греческим Александруполисом. Трансбалканский нефтепровод (ТБН) свяжет Черное море со Средиземным и немного разгрузит турецкие проливы Босфор и Дарданеллы от растущего нефтяного трафика. Пропускная способность трубопровода – 30 млн т нефти в год с возможностью увеличения ее до 50 млн тонн. Для сравнения: в настоящее время через турецкие проливы идет около 150 млн т нефти в год.

Греки ликуют: они кое-что отыграли у Турции на поприще топливного транзита и уже видят свою страну чуть ли главным энергетическим перекрестком Европы. Болгары до последнего вели "двойную игру", пытаясь одновременно с проектом Бургас – Александруполис протащить другой проект - нефтепровод Бургас – Влера (порт в Албании). Он более длинный и затратный, но его поддерживают США. По всей видимости, нефтепровод Бургас – Влера тоже будет построен, но позже, поскольку пальму первенства теперь все-таки перехватил ТБН. Хотя перехватывал он ее, надо сказать, долго - целых 13 лет. И не из-за того, что конкуренты мешали: в 1993 г., когда проект возник, альтернатив ему вообще не было, да и теперь он вне конкуренции, поскольку является оптимальным маршрутом. Однако Греция, Болгария и Россия все эти годы никак не могли договориться между собой, в каких долях им участвовать в проекте, на чьи деньги строить и, главное, кто гарантирует поставки нефти по новой трубе.

Даже теперь, когда подписано трехстороннее соглашение, эти вопросы толком не решены. Известно, что Россия добилась получения контрольного пакета акций в проекте - 51%, а Греции с Болгарией досталось по 24,5 процента. Известно также, что российскую сторону представляют три компании: "Транснефть", "Газпром нефть" и "Роснефть". В болгарскую и греческую доли, помимо национальных компаний, могут войти также американская Chevron и казахстанская "КазМунайГаз". Ориентировочная стоимость проекта составляет порядка 800 млн евро, из которых 100 млн обязалось внести греческое правительство. Какую-то часть затрат, возможно, возьмет на себя Евросоюз.

Однако ни технической документации, ни расчета тарифов, ни основной суммы денег на строительство пока нет. "Пока у нас есть только общее понимание того, как должен управляться этот проект, - говорит президент "Транснефти" Семен Вайншток. - Мы должны создать проектную компанию, объявить тендер на проведение работ по проектированию и по подготовке ТЭО. После этого в установленном порядке принимается решение о начале строительства и финансировании". И хотя Вайншток уверен, что Бургас – Александруполис будет построен за 18 месяцев и станет "частью нашей трубопроводной системы", а "Транснефть" будет оператором проекта, все эти вопросы еще отнюдь не решены.

Но самое удивительное состоит в другом: нефти под новую трубу пока нет! И это в то время, когда турецкие проливы задыхаются от нефтяного трафика, а Анкара вводит жесткие ограничения движения танкеров, из-за чего перевозчики несут многомиллионные убытки. А ведь Бургас – Александруполис задуман именно с целью разгрузки проливов. Однако на пресс-конференции после подписания трехстороннего соглашения Владимир Путин твердо заявил, что переориентации нынешних нефтяных потоков не будет. То есть нефтепровод не станет забирать нефть, идущую через проливы, - в новую трубу пойдет новая нефть. В этой связи возникают сразу два вопроса: где ее взять и почему бы все-таки не перенаправить в ТБН "старую" из проливов?

На второй вопрос ответить проще: новый нефтепровод не должен нарушать статус-кво, сложившийся в сфере нефтяного транзита. Хотя Турция и возмущается по поводу танкерных пробок в проливах, но контроль над нефтяным транзитом и доходы от него ей уменьшать не хочется. С другой стороны, и нефтетрейдерам, несмотря на многодневные простои в пробках, маршрут через проливы представляется все же более привлекательным, чем перспектива переливать нефть из танкера в трубу и затем опять в танкер (издержки в этом случае могут получиться еще выше). Таким образом, весь нынешний поток нефти, "текущий" через Черное море и турецкие проливы, скорее всего, своего маршрута менять не захочет.

Таким образом, мы подошли к первому вопросу: где взять дополнительную нефть для ТБН? В России? На первый взгляд, это нереально. Темпы роста добычи черного золота в нашей стране уменьшаются, а экспортные планы растут. Запланировано увеличение мощности Балтийской трубопроводной системы, строится нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан с ответвлением на Китай. Поскольку в Восточной Сибири нефти пока практически не добывается, ее на первых порах придется перебрасывать туда из Западной Сибири, то есть с европейского направления. И дополнительные 30 млн т для ТБН России явно не найти. Но, возможно, их и не нужно искать. Дело в том, что "Транснефти" хочется иметь профицит экспортных мощностей, то есть развить инфраструктуру настолько, чтобы трубы работали не на пределе своих возможностей и можно было бы при необходимости перебрасывать нефть с одного направления на другое без уменьшения общего объема экспорта. "Желаемый для нас профицит - это 20% свободных мощностей, - говорит Семен Вайншток. - Если сейчас на экспорт идет около 250 млн т, то 20% - это 50 миллионов". В принципе, Бургас – Александруполис вполне вписывается в эту цифру. И можно будет его наполнить, например, слегка уменьшив объемы российско-белорусской "Дружбы"..

Но наполнить ТБН может не только Россия. Казахстан, добывающий сейчас около 50 млн т нефти в год, к середине следующего десятилетия планирует утроить объемы добычи. Ему нужны новые экспортные маршруты. Возможности доставки новых объемов казахстанской нефти к Черному морю имеются давно - для этого нужно увеличить до запланированной величины мощность трубы, построенной Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК). А вот что делать с этой нефтью дальше - до недавнего времени было не понятно, поскольку через проливы Турция ее уже точно не пустила бы. Появление ТБН в корне изменит ситуацию: казахстанская нефть сможет поступать на мировой рынок через Черное море в гораздо больших объемах, чем сегодня. По мнению главы "Транснефти", именно Россия в паре с Казахстаном будут обеспечивать наполняемость новой трубы: "доступ будет происходить по определенной формуле: сколько должен получить Каспийский трубопроводный консорциум и сколько получит российская сторона". Не случайно интерес к участию в проекте ТБН проявляет "КазМунайГаз", а также Chevron, управляющий основным добытчиком нефти в Казахстане - "Тенгизшевройлом".

В общем, нефтепровод Бургас – Александруполис получается выгодным для всех, кто имеет к нему какое-то отношение. Территориально он греко-болгарский, а по "содержанию" – российско-казахский. В "минусе" будут, пожалуй, только прежние наши страны-транзитеры - Белоруссия и Украина. По мере появления новых трубопроводов их значение уменьшается; возможно, уменьшатся и объемы нефти, прокачиваемой через их территорию. Однако не будем спешить с прогнозами: проекту ТБН уже 13 лет, за эти годы Греция, Болгария и Россия подписали немало документов по нему, однако так и не приступили к строительству. И до сих пор его детали остаются несогласованными.

Выбор читателей