Россиян научат избегать кредитных ловушек

Минфин готов вкладывать значительные средства в повышение финансовой грамотности населения. Но наравне с просвещением граждан необходима выработка четких и ясных правил работы финансовых институтов




Российский Минфин готов вкладывать значительные средства в повышение финансовой грамотности населения. По словам замминистра Сергея Сторчака, объем финансирования федеральной целевой программы (ФЦП) по повышению финансовой грамотности населения в течение ближайших пяти - девяти лет составит $80 - 100 миллионов. К осуществлению программы предполагается привлечь высшие учебные заведения, частные компании, банки, страховые организации. По мнению замминистра, проявить интерес к программе должен будет и бизнес - "в качестве соинвестора".

Ранее свою озабоченность проблемой финансовой неграмотности уже высказывал вице-премьер РФ Александр Жуков. "Значительная часть населения не имеет базового финансового образования, что ограничивает возможности по принятию правильных решений", - заявил вице-премьер, намекая Минфину на необходимость подготовки посвященного этой теме заседания правительства. Необходимо, чтобы каждый человек научился, наконец, избегать "опасности стать жертвой различных злоупотреблений".

Идею о финансовом просвещении населения, бесспорно, можно отнести к разряду полезных, хотя решение об этом принято с изрядным опозданием. Реализация ФЦП рассчитана на пять - девять лет, но уже сегодня люди активно устремляются на финансовые рынки, зачастую имея слабое представление об их сути, а также о возможных рисках.

Миллионы россиян являются потребителями услуг кредитования частных лиц, не имея четких представлений о том, чем это может им грозить. Продолжающиеся на протяжении нескольких лет массированные рекламные кампании банков, работающих на розничном рынке кредитования, создали несколько извращенное представление о подобного рода услугах, и случаи, когда граждане влезают в явно неподъемные для них кредитные схемы, множатся как грибы после дождя.

Стоит заметить, что подобные случаи вряд ли стоит списывать исключительно на финансовую неграмотность населения. На протяжении последних лет граждане получили несколько жестоких уроков "для начинающего инвестора", преподнесенных МММ, "Властелиной" и другими финансовыми пирамидами. Заставить среднестатистического россиянина вкладывать деньги лишь бы куда или "повестись" на обещания "золотых гор" достаточно трудно. Работающие на розничном рынке финансовые институты уже не предлагают чего-то сверхъестественного. Проценты по вкладам или ставки по кредитам (по крайней мере, внешняя их часть) являются абсолютно рыночными. Наиболее проблемными местами становятся скрытые проценты, недобросовестная реклама и прочие не совсем дозволенные уловки. Так, например, обилие рекламы, расписывающей радужные перспективы коллективных инвестиций, приводит к тому, что в надежде на гарантированные доходы граждане зачастую начинают брать сравнительно короткие кредиты под покупку паев ПИФов, слабо осознавая уровень риска данного вида финансовых инструментов. Это далеко не единственный пример того, как, внешне не нарушая никаких законов, финансовые структуры вольно или невольно провоцируют людей на крайне рискованные операции, способные привести к значительным потерям.

Посвятить абсолютно всех россиян во все тонкости инвестирования, управления рисками и просто обращения с деньгами невозможно - ни 80, ни $100 миллионов в этом не помогут. А это значит, что наравне с финансовым просвещением необходима выработка четких и ясных правил работы финансовых институтов (включая организацию рекламы), полностью исключающих затягивание граждан в чрезмерно рискованные финансовые схемы.

Выбор читателей