Сталин был "божьим даром"

На этих пожелтевших страницах, публикацию текста с которых начинает британское издательство, жизненный путь Иосифа Виссарионовича не обагрен кровью, а усыпан цветами. Впечатлительный Сосо их очень любил




Грузия раскрыла для иностранных специалистов свои архивы советского времени, и один британский исследователь уже нашел там неиссякаемый кладезь сенсаций - старый, потрепанный дневник матери Иосифа Сталина, описывающий во всех подробностях те далекие годы, когда Вождь был всего лишь маленьким мальчиком, впечатлительным и склонным к лирическим переживаниям. Теперь мемуары Кеке - пожалуй, единственной женщины на свете, искренне считавшей Сталина "божьим даром", - станут достоянием общественности, появивляясь постепенно небольшими фрагментами на страницах англоязычной прессы. Уже давно не находили таких документов, которые издательства готовы были бы печатать отрывками из номера в номер, не боясь потерять при этом интереса читательской аудитории. Но дневник матери Сталина, судя по всему, ждет будущее бестселлера.

Эти воспоминания, оформленные в виде мемуаров, пролежали на архивных полках более полувека и прежде ни разу не публиковались. Скорее всего, их даже не изучали, полагает Саймон Себага-Монтефиоре, написавший на основе раритетного документа целую книгу. Он добился от грузинского президента Михаила Саакашвили, чтобы ему оформили допуск в засекреченные прежде хранилища и предоставили возможность пользоваться результатами своих изысканий за пределами Грузии. Со вчерашнего дня выдержки из его новой работы стали появляться на страницах британского издания News Review. Книга называется "Молодой Сталин".

Сенсаций масса, и значение каждой из них трудно переоценить. В последние годы не раз обнародовали удивительные подробности личной жизни знаменитого диктатора, даже снимая на основе этих скандальных открытий фильмы и сериалы. Но столь полно и жизненно точно образ исторической личности раскрылся только сейчас. О детстве и юношеских годах Сталина до сих пор было известно преимущественно то, что он сам рассказывал во время партийной деятельности. Многое из этого, судя по всему, не соответствует истине. Даже год своего рождения Иосиф Виссарионович по некоторым причинам скрыл: утверждал, что появился на свет в 1879 г., а мать его пишет, что это произошло годом ранее. Ее память трудно заподозрить в неточности: до этого она потеряла двоих детей одного за другим и искренне мнила маленького Сосо "божьим даром". По воспоминаниям Кеке Джугашвили, ее сын рос болезненным и впечатлительным. С ним за несколько лет непродолжительного детства произошло столько несчастных случаев, что впору было бы подумать о злом роке. Мальчик часто болел, а отец-сапожник, постепенно спивавшийся, то и дело подвергал его побоям.

"Заслышав, как отец спьяну распевает на улице, он сразу бежал ко мне и просил отпустить его к соседям, чтобы переждать там, пока отец не заснет", - пишет в своем дневнике мать Сталина. Вопреки ожиданиям, никаких подтверждений скандальным слухам о том, что отцом Иосифа был другой мужчина, не являвшийся мужем красавицы Кеке, в грузинских архивах не нашлось. Тот человек, которого считали наиболее вероятным претендентом на отцовство, - богатый торговец и местный чемпион по борьбе, - оказался всего лишь добрым другом семьи, без малейшего намека на какие-то потаенные отношения с хозяйкой дома. Он "всегда старался помочь нашей семье", пишет мать Сталина.

Она припоминает один эпизод из младенчества своего единственного сына: тот невероятно любил цветы, и благодаря этому пристрастию учился ходить. Мать с бабушкой издалека приманивали малыша сорванной ромашкой, и тот споро ковылял в нужном направлении.

Революционная деятельность сына вызывает у Кеке отнюдь не положительные эмоции: женщина, полагавшая, что избавление от отца-алкоголика спасло мальчика от смерти, вдруг осознала, что его могут едва ли не в любой момент отправить в ссылку. Она то и дело ездила в Тифлис, где Иосиф учился в семинарии, чтобы предотвратить непоправимое. "Сынок, ты мой единственный ребенок, не убивай меня... как же ты сможешь победить императора Николая II? Пусть это делают те, у кого есть братья и сестры", - увещевала она сына. Тогда Сосо успокоил и обнял ее, признав, что он не революционер. "Тогда он впервые солгал", - утверждает его мать.

Когда много лет спустя Иосиф Виссарионович стал Вождем, его мать, вопреки постоянным приглашениям сына, отказалась переехать в Кремль, так и оставшись до конца жизни в маленькой квартирке в Грузии. Кстати, Сталин и не подозревал о том, что она написала столь подробные мемуары, иначе трудно даже представить, как бы он отреагировал.

Выбор читателей