Судьбу Ближнего Востока решила телеграмма

В британских архивах найдена совершенно секретная бумага израильского премьер-министра Эшколя, которая могла изменить ход Шестидневной войны и всего арабо-израильского конфликта




В дипломатических архивах Соединенного Королевства найден сенсационный документ, который мог изменить ход арабо-израильской Шестидневной войны 1967 г. и вместе с ней, возможно, и всю мировую историю. Это телеграмма, написанная израильским премьер-министром Леви Эшколем, была передана иорданскому королю Хусейну через британского посредника и содержала мирные предложения.

Послание было отправлено Yтром 7 июня, как раз тогда, когда израильский десант после упорных боев окружил Иерусалим и готовился к штурму. Город защищали войска Иордании и палестинские Вооруженные силы. В своей секретной телеграмме израильский премьер предложил Хусейну прекращение огня всяких без предварительных договоренностей и последующие мирные переговоры в обмен на разрыв иорданцев с Египтом - одной из главных стран арабской коалиции. Король не пожелал предавать своих союзников и никак не отреагировал на послание. Результат известен: израильтяне взяли Вечный город и победили в стремительной военной кампании.

Автор находки - историк Михаэль Орен, сотрудник иерусалимского научно-исследовательского центра "Шалем". В своей вышедшей из печати книги он называет ту самую телеграмму доказательством мирных устремлений премьера Эшколя, ставя ее в один ряд с другими инициативами Израиля по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке, которые тот продолжает выдвигать и в последние годы.

В то же время попытку добиться мира с Иорданией вряд ли можно объяснять только миролюбием Тель-Авива. Вспомним, что Шестидневную войну начал именно Израиль, нанеся по своим противникам - Сирии, Иордании и Египту - упреждающий удар. Штурм Иерусалима был отложен израильским правительством на один день, проведенный его министрами в ожесточенных спорах. Сражение за древнюю столицу обещало быть тяжелым, и полной уверенности в его исходе политики не испытывали. К тому же они опасались негативной реакции международного сообщества, в частности - Советского Союза, сделавшего к тому времени ставку на арабов.

Если бы король принял предложение премьер-министра, весь ход войны и последующая история конфликта на Ближнем Востоке могли бы стать совсем иными. А значит, изменился бы и мир: противостояние Израиля и арабских стран вот уже более полувека остается одним из главных факторов международной политики. Впрочем, подобный альтернативный вариант истории не имел никаких шансов на осуществление. Лидер Иордании ни за что не предал бы своих союзников, с которыми его объединяла общность истории и культуры, но главное - общая ненависть к еврейскому государству. Тем более что войну арабы еще надеялись выиграть.

Выбор читателей