Москва превращается в бескультурный муляж

Столица России далеко ушла от овеянного романтическими настроениями образа, который запечатлен на открытках - старых и не очень. Златоглавая подвергается сокрушительным метаморфозам и перестройкам




Очарование тенистых московских улочек и прочих затерянных оазисов посреди шумного города, возможно, совсем скоро станет только лишь приятным воспоминанием, а через пару десятков лет об их неуловимой прелести вспомнят разве что старожилы. Российская столица, являющаяся, по вполне понятным причинам, самым привлекательным для проживания городом в стране и привечающая немыслимое количество приезжих ежегодно, неумолимо теряет шаг за шагом частички своего неповторимого облика. Этот процесс идет незаметно, день за днем, но, когда появилась идея обобщить его результаты на данный момент, картина вырисовалась едва ли не катастрофическая.

Инициатива провести мониторинг состояния культурного наследия столичной архитектуры вылилась в доклад, где на 200 страницах рассказывается о той Москве, которой уже нет. Более того, подводит итог "Комсомольская правда", ее исчезновение необратимо. Печальный документ так и называется - "Точка невозврата". Его авторы - Московское общество охраны архитектурного наследия и зарубежная организация "Спасем наследие Европы" - недвусмысленно дают понять, что еще чуть-чуть, и ситуация примет неконтролируемый оборот.

За последнюю пятилетку Златоглавая обеднела на более чем 1 тыс. зданий, из которых приблизительно пятая часть входила в число объектов культурного наследия или же ожидала получения указанного статуса. Слово "памятник" утратило для столичных домостроителей свой исконный смысл, превратившись на деле в обозначение чего-то бесполезного в силу своей жизненной непрактичности. "Сегодня в Москве находятся под угрозой памятники всех исторических эпох. Ничто не может считаться неприкосновенным, и Москва рискует превратиться в город-муляж, насмешку над собственным великим прошлым", - говорится в докладе.

Кроме того, в отчете подробно представлена судьба таких московских достопримечательностей, находящихся под угрозой, как храм Василия Блаженного, Царицыно, универмаг "Детский мир", дом Мельникова, дом Наркомфина и станция метро "Маяковская". Открытие последней, состоявшееся вчера, по словам главного архитектора столичной подземки Николая Шумакова, представило публике обновленный вариант вестибюля. Теперь его не заливает грунтовыми водами, но, увы, неповторимый исторический колорит этой станции - одной из красивейших в метрополитене - утрачен. "К сожалению, ту станцию, которая была построена в 1930-е годы, Москва все равно потеряла, - сетует профессор МАРХИ и внучка знаменитого архитектора, автора проекта 1938 г., Наталья Душкина. - Сказалось строительство нового вестибюля, что открылся два года назад. Он нарушил каноническую перспективу зала".

Пагубную тенденцию по Москве подметила уже и зарубежная пресса. Недавно британская Guardian опубликовала статью, автор которой назвал новую Москву "гетто для богачей и жен олигархов с сумочками от Gucci". Причиной разрушения уникального по своей красоте и величию города эксперты считают засилье капитала, который диктует свои условия не только архитекторам, но - с некоторых пор - и реставраторам.

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей