Безработные не должны превращаться в паразитов

Система выплат пособий по безработице, по мнению экспертов, поставлена в нашей стране не совсем правильно. Бремя расходов на безработных полностью несет федеральный бюджет




Шестнадцать лет назад, 1 июля 1991 г., в Россию официально "вернулась" безработица: открылись государственные биржи труда, и началась регистрация безработных. В 1992 г. число граждан, прошедших через службу занятости, составило 3,5 миллиона человек. По состоянию на 1 января 2007 г. их число увеличилось примерно до десяти миллионов. "Однако это вовсе не означает, что у нас в стране выросла безработица. Просто люди узнали, что есть такая служба, возрос ее авторитет, развилась сеть отделений, созданы хорошие базы данных по работодателям, по вакансиям", - поясняет заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций.

В целом, по словам эксперта, в масштабах государства острой проблемы безработицы в России сегодня нет, но в отдельных регионах она достигает катастрофических размеров: в Дагестане 22% безработных, в Ингушетии - 43%, в Чечне - порядка 70% экономически активного населения. Заметные трудности с трудоустройством испытывают также жители Южного федерального округа, Дальнего Востока, Крайнего Севера и Сибири. Всего же в стране на данный момент официально зарегистрированы 1,7 миллиона безработных, что составляет 2,1% экономически активного населения. Правда, стоит отметить, что эти данные расходятся со сведениями Росстата, который опирается на исследования, проведенные по методологии Международной организации труда. И согласно им, на май 2007 г. без работы оставались 5,14 миллиона граждан РФ, или 6,9% экономически активного населения. Разошлись два ведомства и в оценке половой принадлежности безработных. Среди официально зарегистрированных на биржах труда граждан порядка 70% - женщины, а по данным Росстата, больше половины безработных (52%) - мужчины.

Стоит отметить, что, по оценкам того же Росстата, численность экономически активного населения к концу мая 2007 г. составила 74,8 миллиона человек, или примерно 52% от общей численности населения страны. Если отнять от этой цифры вышеназванные 2,1% людей, состоящих на учете в службе занятости, получается, что каждый работающий зарабатывает на жизнь не только для себя, но и "для того парня". На первый взгляд, ситуация тревожная, но не устрашающая. Однако если вспомнить оценку Росстата да учесть тех граждан, которые вообще никак свое "тунеядство" не освещают, да еще скрытую безработицу (на 1 июня 2007 г. суммарная задолженность по заработной плате в России составила 4471 млн руб.), картина получается несколько более печальной. А уж если приплюсовать сюда антипод скрытой безработицы - скрытую же, то есть неофициальную занятость, с которой государство не получает налогов и которая на сегодняшний день является едва ли не более важной проблемой, чем сама безработица, становится совсем грустно.

Не совсем правильно, по мнению экспертов, поставлена в России и система выплат пособий по безработице. Сегодня безработные, по сути, приравнены к социальным категориям граждан, бремя расходов на них полностью несет федеральный бюджет. Бремя не так чтобы очень велико: максимальный размер пособия составляет 2.880 руб., но большинство незанятых людей получают минимум - 720 рублей. Однако в масштабах государства цифра получается достаточно внушительная: на текущий год из федерального бюджета на выплату пособий выделено более 23 млрд рублей. При этом и региональные бюджеты имеют право вносить свою лепту и даже принимать собственные законы о занятости. Именно так, например, собираются поступить столичные власти. По словам заместителя начальника московского управления Роструда Станислава Мельникова, рассмотрение проекта этого документа намечено на IV квартал текущего года. В частности, планируется за счет городского бюджета увеличить размер минимального пособия. В идеале оно должно приблизиться к прожиточному минимуму, который сейчас в Москве составляет 6340 рублей. Кроме того, помимо скромных денежных выплат, безработные имеют право на некоторые льготы, в том числе по оплате коммунальных услуг. И некоторые вполне обеспеченные граждане специально регистрируются на биржах ради такой "халявы". Отсюда рождаются легенды о дамах в мехах и бриллиантах, состоящих на учете в службе занятости, рассказывает ведущий научный сотрудник Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) при Российской экономической школе Ирина Денисова. И хотя их все-таки следует отнести к категории баек, после введения субсидирования на квартплату число людей, встающих на учет, действительно увеличилось, признает Мельников. Все это отнюдь не стимулирует безработных искать работу, полагает проректор Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ) Татьяна Четвернина. Однако из этого вовсе не следует, что пособия надо отменить. "Москва, конечно, город не бедный, но и малоимущих у нас достаточно. Для них это серьезное подспорье", - отмечает представитель московского управления Роструда.

Подходящее решение - возврат к страховой системе выплаты пособий, полагает Четвернина. Подобная система действует в западных странах: средства на выплату пособий идут из страхового фонда, куда делают отчисления сами работающие или работодатели. И в случае увольнения человек на протяжении определенного времени получает из фонда значительную долю своего заработка. Но, если период безделья затягивается, его переводят на систему социальной помощи, значительно более скромную. Такой подход гораздо больше стимулирует человека к поиску нового места занятости, уверены эксперты.

Выбор читателей