Найдено самое шустрое существо в мире

Зоологи выяснили, кто на Земле способен двигаться быстрее всех. Оказалось, это не зверь и не птица, а маленькое создание, обитающее на нашей планете с древнейших времен и ведущее скрытный образ жизни

Услышав о "самом быстром животном в мире", любители природы наверняка представят себе несущегося по саванне гепарда или орла, пикирующего на добычу. Выяснилось, однако, что эти стереотипы пора сломать. Ученые доказали: стремительнее всех на Земле способно двигаться древнее существо длиной в несколько миллиметров.

Речь идет о термите - насекомом, больше всего похожем на муравья, но на самом деле приходящемся родичем обыкновенным тараканам. В основном герои недавнего исследования обитают в норах и термитниках - огромных сложных строениях из целлюлозы, отгороженных от остального мира надежными стенами. Столь уединенный образ жизни наложил отпечаток на организм этих насекомых: в большинстве своем они незрячие и не выжили бы на открытом пространстве, без особого микроклимата. Термиты - древние создания, в силу чего очень теплолюбивы: водятся они преимущественно в Индии и Африки, а в России встречаются лишь на Черноморском побережье Кавказа.

Исследовать один из видов этих существ - Termes panamensis - взялись двое сотрудников Смитсоновского университета. Засняв движения челюстей насекомого с частотой 40 тыс. кадров в секунду, они установили поразительный факт: оказывается, сокращения происходят со скоростью около 70 м/сек., что в пересчете превышает 250 км/ч - недурной показатель для болида "Формулы-1"! И все это на дистанции в 1,76 миллиметр.

Зафиксированный результат, как выразились сами ученые, является "абсолютным рекордом среди всех живых существ, пользующихся силой мускулов". Между прочим, так быстро двигать челюстями термиту приходится отнюдь не во время еды, а для самообороны. В бою с сородичами основным приемом борьбы становится молниеносное откусывание головы противника. И чем быстрее лязгают челюсти, тем больше шансов на победу, например, у самки, защищающей кладку яиц от незваных гостей.

Заметим, что ученых интересует скорость движения не только существующих, но и ископаемых животных. Например, недавно палеонтологи откопали в штате Юта скелет птицеобразного динозавра, который в свое время (порядка 75 млн лет назад) носился по территории будущей Америки со скоростью около 40 км/час. А вот знаменитый тираннозавр, будораживший воображение многих поколений подростков, на поверку оказался неуклюжим увальнем. Впрочем, обоим этим ящерам, как оказалось, далеко до сверхшустрого термита.