Поезд взрывали радикалы

Результаты осмотра места происшествия и первые данные взрывотехнической экспертизы практически не оставляют сомнений в том, что подрыв поезда – теракт. Главный вопрос - кто был его организатором


ФОТО: AP



Спустя двое суток после подрыва "Невского экспресса" в Новгородской области следствию удалось установить примерную картину произошедшего вечером 13 августа на железнодорожном перегоне Бурга – Малая Вишера. Результаты осмотра места происшествия и первые данные взрывотехнической экспертизы почти не оставляют сомнений в том, что подрыв поезда – теракт. Хотя следователи Генпрокуратуры, принявшей расследование дела у Северо-Западной транспортной прокуратуры, продолжают рассматривать и другие первоначальные версии, некоторые из них разбиваются о факты. Взрывчатку вряд ли могли заложить местные хулиганы или дети, заигравшиеся в партизан. Таким образом, на настоящий момент остаются три наиболее вероятные версии.

Согласно первой из них, взрыв поезда – дело рук российских радикалов. По этому поводу накануне был допрошен лидер "Движения против нелегальной иммиграции*" Александр Белов и глава новгородского отделения ДПНИ. Составлен фоторобот предполагаемых террористов славянской внешности. Кроме того, вчера сотрудники Управления ФСБ по Петербургу и Ленобласти задержали двух мужчин, показавшихся подозрительными бдительным местным жителям. Правда, после допроса, показавшего непричастность задержанных к аварии "Невского экспресса", оба были отпущены без предъявления обвинений и подписки о невыезде.

С "националистской" версией взрыва не согласен зампред Комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин. Местные радикальные группировки на подобные действия не способны, считает депутат от КПРФ, полагающий, что нити преступления, скорее всего, ведут на Кавказ.

Того же мнения придерживается коллега Илюхина, председатель Комитета по делам ветеранов Николай Ковалев. Бывший директор ФСБ не исключает, что теракт был совершен боевиками-исламистами для того, чтобы отвлечь внимание общественности от острой ситуации в Ингушетии, где сейчас проводится масштабная антитеррористическая спецоперация. "Это может быть попытка отвлечь внимание чисто географически в другое место. Такой прием террористы частенько используют", – сказал Ковалев.

Если вспомнить другие подобные теракты, то подрыв поезда может являться не просто отвлечением внимания, а ответом на повышение активности федералов на Северном Кавказе и очередным предупреждением о перенесении войны в Центральную Россию."Большой контингент федеральных сил введен в Ингушетию, готовится спецоперация. Возможно, есть взаимосвязь с этим событием, в том смысле, что "если вы нас будете прессовать, то возможны ответные шаги на территории России", – изложил возможную логику террористов член думского Комитета по безопасности Геннадий Гудков.

Совершенно иную версию катастрофы в Новгородской области озвучил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. По его мнению, "взрыв поезда может быть реакцией криминалитета Новгородской области, за который всерьез взялись в последние месяцы правоохранительные органы". По словам Миронова, долгое время порядок ведения бизнеса, работы и просто жизни там устанавливали авторитеты криминального мира. "Как только силовики тревожат это осиное гнездо, происходит теракт".

Все эти версии сейчас находятся в разработке. Как сообщила официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева, "проводится весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, экспертизы и другие действия, направленные на установления причастных к этому преступлению". Уже известны приметы террористов и то, что они были дилетантами. Эксперты заявляют, что преступники замышляли не просто подорвать поезд, а сбросить его в 30-метровую пропасть, добившись максимального числа жертв. Поэтому взрывчатка была заложена перед мостом. Не исключено, что у злоумышленников был сообщник в одном из вагонов, который после взрыва должен был дернуть стоп-кран, затормозив состав и обеспечив его падение.

Выбери подрывники обычный поезд, последствия были бы ужасающими. К счастью, преступники просчитались. Высокая скорость экспресса (198 км/ч) и мастерство машиниста Алексея Федотова помогли избежать катастрофы. Локомотив перетащил вагоны через мост и остановился, проехав почти километр. За проявленное мужество губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков намерен приставить машиниста и бригаду проводников к наградам.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей