Августовский кризис: история повторяется

Даже в том случае, если миру удастся выйти из кризисной ситуации "малой кровью", то есть без особых финансовых потрясений, развивающиеся экономики, скорее всего, ощутимо потеряют в темпах своего роста




Очередная годовщина дефолта 1998 года, приведшего к серьезным переменам в российской экономике, может ознаменоваться новыми потрясениями.

Распространенная в биржевых кругах пословица "Когда Америка чихает, весь мир падает с пневмонией" в очередной раз доказала свою актуальность. Новые проблемы, связанные с последствиями "ипотечного кризиса" и опасениями относительно возможного банкротства крупнейшего в США ипотечного кредитора Countrywide Financial Corp., разошлись волнами по всему миру. По мнению аналитиков Merrill Lynch & Co., банкротство возможно в том случае, если кредиторы поспешат "выдернуть" свои деньги из компании, что приведет к распродаже ее активов по сниженным ценам.

Вслед за Америкой "посыпались" вчера и все прочие мировые фондовые индексы. Сразу после открытия торгов японский Nikkei рухнул на 3%, а корейский Kospi – аж на 7 процентов. Негатива рынку добавило заявление австралийской компании Rams Home Loans Group, заявившей о невозможности рефинансирования заимствований объемом $5 млрд из-за кризиса на кредитных рынках. Даже несмотря на то, что в течение дня азиатским площадкам удалось немного отыграть первоначальное падение, итогом торгов стал достаточно глубокий минус. Все то же самое можно сказать и о европейских индексах, просевших вчера на 2-3 процента.

Россия в значительной степени почувствовала на себе удары нового финансового кризиса. На фондовом рынке вчера произошел очередной обвал цен на акции отечественных компаний. К концу дня падение индекса РТС составило 3,53 процента. Лидерами падения стали бумаги Сбербанка, "Норникеля", ВТБ, ЛУКОЙЛа и "Газпрома", "похудевшие" на 3-6 процентов. Помимо этого, резко ухудшилась ситуация с ликвидностью на российском денежном рынке. Последнее обстоятельство вызывает сегодня наибольшие опасения у экспертов. Кризис ликвидности и снижение доверия банков друг к другу достаточно скоро могут спровоцировать события, подобные тем, что имели место в российской банковской системе в 2004 году.

Что касается дальнейших перспектив развития ситуации, то очевидно, что кризис пойдет на спад лишь после того, как возникнет полная ясность с положением дел в ипотечном секторе США. Часом "Х", возможно, станет конец сентября – октябрь, так как именно на это время приходится конец финансового года и возможный пик невозврата ипотечных кредитов. С наименьшими потерями из сложившейся ситуации выйдут, скорее всего, США и другие развитые страны. Устойчивость их валют и активов не вызывает пока особого сомнения, а центробанки этих стран продемонстрировали слаженность и профессионализм, вовремя "влив" в рынок достаточное количество дополнительных денег.

В гораздо более худшей ситуации рискуют оказаться развивающиеся рынки, включая российский. Их активы распродаются мировыми инвесторами в первую очередь, как наиболее рискованные. Процесс уже начался, что хорошо видно по резкому росту курса доллара – инвесторы выводят деньги из рублевых активов, переводя их в американскую валюту, доверие к которой по-прежнему остается крайне высоким.

В весьма непростой ситуации могут оказаться российские банки и крупные компании, заложившие в стратегию своего среднесрочного развития сравнительно невысокую стоимость заемных денег. Уже сейчас удорожание заемных средств можно считать практически неизбежным следствием сегодняшнего кризиса, несущим проблемы с рефинансированием и непредвиденным удорожанием осуществляемых проектов. Даже в том случае, если миру удастся выйти из сложившейся ситуации "малой кровью", то есть без особых финансовых потрясений, развивающиеся экономики, скорее всего, ощутимо потеряют в темпах своего роста. Компании будут вынуждены отказаться от ряда проектов, а также от части планов по собственному развитию, включая проведение IPO.

Особое значение в сложившейся ситуации будет иметь то, сколь существенно отразятся последние события на экономиках Китая и Индии. Дело в том, что существенное замедление их роста неизбежно повлияет на мировые цены на энергоносители и сырье, от которых по-прежнему зависит благополучие российской экономики. Учитывая высокую спекулятивную составляющую сегодняшнего топливно-сырьевого рынка, реакция его может оказаться совершенно непропорциональной степени замедления китайской и индийской экономик.

Впрочем, несмотря на всю сложность ситуации, говорить о возможности фатального исхода для какой-нибудь из стран преждевременно. До последнего момента кризисные проявления умело куппировались, что препятствовало их переходу в неконтролируемую фазу. Поэтому есть хорошие шансы избежать самого неблагоприятного исхода и исключить повторения элементов событий 1997-1998 года. Хотя без определенных потерь обойтись уже не удастся.

Выбор читателей