"Газпрому" отключили Старый Свет

Глава Еврокомисии представил в Брюсселе пакет мер, ограничивающий иностранные инвестиции в энергетический сектор Европы. Проект фактически закрывает российскому газовому монополисту доступ на западный рынок


ФОТО: AP



Перманентый страх политиков Старого Света перед зависимостью от "Газпрома", по-видимому, перерастает в настоящую панику. Европейские лидеры неустанно ведут поиски способов спасения от призрака энергетической диктатуры. Накануне официальный Брюссель представил пакет мер по регулированию рынка газа и электричества.

Проект, озвученный главой Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу, направлен на защиту рынка продажи и распределения энергии от влияния иностранных корпораций. Основным тезисом реформы значится запрет на прямое приобретение зарубежными компаниями европейских энергоактивов. Прозрачный намек на попытку отгородиться от российского газового гиганта Баррозу объяснил стремлением к созданию условий справедливой конкуренции. Стоит отметить, что пресловутые энергоактивы, по задумке разработчиков проекта, должны поступить в условно свободную продажу в результате дробления крупных европейских концернов на более мелкие компании.

Схема, означенная как верный способ борьбы с монополизацией, довольно проста. Энергетическое сырье попадает в свободный доступ, Европа избавляется от неприлично раздувшихся холдингов, а иностранные компании получают возможность совершения сделок только на основе предварительного соглашения с Брюсселем. Неприятный сюрприз для зарубежных концернов заключается в том, что, согласно заявленному стремлению к конкурентоспособности, потенциальным покупателям также придется заниматься делением по примеру европейских энергетиков. Таким образом, у монополистов, сходных по структуре с "Газпромом", фактически не остается шансов на приобретение европейских энергосетей.

Казалось бы, протекционизм чистой воды, причем на государственном уровне, как справедливо заметил глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Однако глава Еврокомисии придерживается иного мнения. "Справедливая конкуренция отличается от протекционизма. Если мы хотим обеспечить свободную конкуренцию, мы должны защитить наш внутренний рынок от неконкурентного подхода со стороны зарубежных компаний", - заявил Баррозу.

То, что предлагаемые Брюсселем меры относятся прежде всего к российскому газовому гиганту, председатель Еврокомиссии признать отказался, подчеркнув, что идея не направлена против России. По словам Баррозу, все, чего хочет Евросоюз, это "быть открытым, но не наивным".

Отметим, что проект, дающий возможность европейкому руководству вытереть ноги о принципы свободной экономики, далеко не идеален и с технической стороны. В частности, комиссар ЕС по энергетике Андрис Пибалгс признал, что государства Старого Света так и не достигли взаимопонимания по вопросу о деталях процесса дробления европейских концернов.

Реакция российской стороны на оглашение спорного документа последовала незамедлительно. Эксперты сошлись во мнении, что главной, а может быть, и единственной причиной ограничения иностранных инвестиций в европейский сектор стала боязнь влияния "Газпрома". Что же до ответа Западу, то он должен быть взвешенным и адекватным, заявил глава комитета Госдумы по иностранным делам Константин Косачев, комментируя создавшуюся ситуацию. "Реагировать без паники, но, думаю, - зеркально. В той степени, в какой нас будут пытаться не пускать в какие-то отрасли рыночной западноевропейской экономики, в той же степени и мы будем вынуждены ограничивать доступ для наших зарубежных партнеров в соответствующие стратегические отрасли российской экономики. Кстати, соответствующий законопроект на эту тему в Государственной думе уже появился", - заявил Косачев.

В довершение политик посоветовал европейским партнерам отвыкать от "бесконечной филантропии" Москвы. В данном случае Россия не станет поступаться национальными интересами ради видимости международного сотрудничества.

Выбор читателей