Новые правила созданы для того, чтобы их нарушать

Минтранс установил новые правила авиаперевозок, которые вступят в силу с 20 октября. Юристы отмечают, что в документе не предусмотрено никаких санкций за нарушение его положений




Через десять дней в России начнут действовать новые правила, ужесточающие ответственность авиакомпаний за нарушение прав граждан. С 20 октября за задержку рейса перевозчикам придется расплачиваться горячим питанием и гостиничными номерами. Помимо этого утеря пассажиром авиабилета отныне не будет является основанием для отказа в посадке на самолет.

Казалось бы, можно только порадоваться, однако, как выясняется, все не так уж просто. Юристы, специализирующиеся на защите прав потребителей, отмечают, что в новом документе не предусмотрено никаких санкций за нарушение его положений. Именно поэтому возникает вопрос: что заставит перевозчиков соблюдать новые правила?

Механизмов привлечения к ответственности перевозчиков, не выполняющих федеральные требования, практически нет. "Как видно из новых правил, дополнительные обязанности у авиакомпаний появились, но наказания за их неисполнение министерство не предусмотрело", - говорит старший юрисконсульт юридической службы Федерации правовой помощи потребителям Алексей Монахов.

"Пространность норм дает широкое поле для толкования, - продолжает юрист. - Например, предусмотрено, что пассажир имеет право на два телефонных звонка, но продолжительность таких звонков не указана". По словам Монахова, если специальной ответственности нормой не определено, следует руководствоваться общим порядком возмещения убытков вследствие нарушения права. При отказе в предоставлении услуг из перечня нужно зафиксировать этот факт, приобрести услугу или товар за свои деньги, а потом потребовать с перевозчика возмещения стоимости.

Отметим, что пока еще действующие правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях были утверждены приказом Министерства гражданской авиации СССР еще в 1985 году. Некоторые положения этого документа не соответствуют международной Варшавской конвенции, к которой Россия присоединилась позже.

По новым правилам в случае задержки и изменения маршрута рейса по любым причинам - по вине перевозчика или в случае неблагоприятных метеоусловий - авиакомпания обязана обеспечить пассажиру ряд дополнительных бесплатных услуг. Кроме того, ему должны предоставить прохладительные напитки, при ожидании более четырех часов - регулярное горячее питание, после шести - восьми часов - размещение в гостинице и доставка туда транспортом аэропорта. Гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы. Право на эти услуги дается пассажирам как регулярных, так и чартерных рейсов.

В Росавиации считают, что логическим дополнением и развитием системы контроля транспорта станут новые правила лицензирования международных перевозок, которые Минтранс планирует утвердить в ноябре. Как заявил вчера руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Евгений Бачурин, ведомство разработало правила доступа авиаперевозчиков на международные рынки. Они позволят отзывать лицензии на отдельные направления в случае, если компании нарушают правила перевозок, в частности, регулярности рейсов. "Сегодня действуют маршрутные лицензии, которые по закону почти невозможно отозвать. После введения новых правил лицензии могут быть приостановлены или отозваны по каждой отдельной линии", - сказал он. Правила лицензирования, которые будут распространяться и на чартерные международные перевозки, Росавиация планирует использовать уже по итогам лета 2007 года.

Выбор читателей