Гигантская дыра поставила астрономов в тупик

На расстоянии трех миллионов световых лет от Земли американские ученые открыли уникальную черную дыру, которая массивнее нашего Солнца почти в 16 раз, что делает ее самой тяжелой из когда-либо обнаруженных

Таинственный феномен под названием "черная дыра", над разгадкой которого уже не первое десятилетие бьются ученые по всему миру, стал еще загадочнее. И все благодаря необычно большой звездной черной дыре М33 Х-7, которую при помощьи орбитального телескопа Chandra обнаружили в бинарной системе M33 на расстоянии 2,7 млн световых лет от Земли американские ученые.

Как рассказывает астроном из университета Сан-Диего Джером Орос, параметры найденного космического объекта превышают даже теоретически возможные пределы для областей такого рода: масса черной дыры в 15,7 раза превышает массу нашего Солнца, что делает ее самой тяжелой из всех когда-либо обнаруженных. Вместе с этой дырой астрономы открыли не менее удивительную звезду, находящуюся в зоне сильного гравитационного притяжения, которая массивнее нашего светила в 70 раз, а ее период обращения вокруг черной дыры составляет 3,5 суток. А вот массу этой звезды ученые пока определить не могут, но очевидно, что она также в несколько десятков или даже сотен раз больше Солнца.

Ранее считалось, что так называемые звездные черные дыры, в отличие от сверхмассивных черных дыр, вращающих вокруг себя целые галактики, даже на бумаге не могут быть тяжелее Солнца более чем в десять раз, так как для их образования необходимо настолько массивная звезда, что физические размеры последней просто не позволят им существовать. Однако американские астрономы опровергли это утверждение. "Обнаружена система с гигантской черной дырой и гигантской звездой, вращающейся вокруг нее, - отмечает коллега Ороса, астроном из Гарварда Джеффри Макклинток. - В итоге оба эти объекта превратятся в черные дыры. Однако остается одна загадка: как два столь массивных объекта могут вращаться настолько близко друг к другу, не сближаясь?"

В свою очередь, Орос задается вопросом, каким образом столь массивная черная дыра была сформирована. "К концу своей "жизни" массивные звезды могут быть куда тяжелее, чем кажется, - считает Орос. - Это обстоятельство может оказывать большое влияние на черные дыры, делая из них эдакие звездные мины замедленного действия". Как бы то ни было, обнаруженный объект представляет собой уникальую "испытательную модель" для исследований по астрофизике, отмечают ученые.