Ливану грозит гражданская война

Запад и Израиль не устроит лидер, готовый вести диалог со всеми участниками политических процессов в Ливане, а приемлемой фигурой может стать только противник диалога с Тегераном и Дамаском




В последнее время Ливан все чаще оказывается в центре внимания мирового сообщества. В стране, недавно пережившей войну с Израилем, разгорается политический кризис. 24 ноября истекает срок полномочий действующего президента страны Эмиля Лахуда. И на сегодняшний день, 23 октября, были намечены выборы нового главы государства, которые, в соответствии с конституцией, проходят в парламенте (Ассамблее представителей). Для победы кандидату необходимо заручиться двумя третями голосов законодателей. Однако существующий расклад сил не позволяет ни правящей коалиции, ни оппозиции обеспечить своим лидерам требуемую поддержку. В связи с этим проведение голосования было перенесено на 12 ноября.

Главные действующие силы ливанской политики - это суннитское движение "Мустакбаль", коалиция христианских общин страны и шиитский альянс "Амаль", политическое крыло "Хезболлы". Государственные посты по сложившейся традиции распределяются следующим образом: президентом избирается христианин, руководителем правительства – суннит, а главой парламента - шиит. Однако, в связи с общим осложнением ситуации в регионе, в последнее время обострились противоречия и внутри Ливана, в том числе внутри христианской общины, политические симпатии которой достаточно нестабильны. Сунниты и основная часть христиан - сторонники углубления отношений с Европой и Америкой, в то время как шииты традиционно стремятся к сближению с Тегераном и Дамаском.

Все политические силы Ливана сходятся во мнении, что основной задачей нового лидера будет обеспечение территориальной целостности страны и сохранение согласия в обществе. Это означает, что президентом должен стать человек, который откажется от резких внешнеполитических кренов и сможет найти общий язык со всеми конфессиями в государстве. До последнего времени такой фигурой считался генерал Мишель Аун. Этот человек пользуется немалой поддержкой в ливанском обществе, причем в числе его сторонников немало как христиан, так и мусульман. Все изменилось когда лидер друзов Валид Джумблат неожиданно для многих заявил, что выступает против Ауна, так как, по его мнению, он слишком тесно связан с просирийскими и проиранскими силами. Джумблата поддержали некоторые лидеры христианской маронитской общины, в результате чего достижение компромисса оказалось невозможным.

В реальности, утверждения о том, что Аун испытывает большие симпатии к Сирии и Ирану, кажутся не очень убедительными. Дело в том, что в годы гражданской войны в Ливане генерал выступал против сил, поддерживаемых Дамаском, а после поражения был вынужден эмигрировать из страны. Вернувшись спустя несколько лет в Ливан и став одной из заметных фигур на политической арене страны, он лишь заявил, что считает важным ведение диалога с Сирией и Ираном. Этот подход вполне оправдан, так как Дамаск и Тегеран всегда играли немаловажную роль в ливанской политике. Что же не устроило Джумблата?

На этом фоне особое внимание привлекает недавний визит в Бейрут высокопоставленной делегации Евросоюза - министров иностранных дел Франции, Италии и Испании. Как заявили дипломаты, они прибыли в Ливан с посреднической миссией. Министры провели совещания с представителями всех ведущих политических сил страны, но наибольший интерес вызвало высказывание одного из высокопоставленных гостей о том, что сегодня в Ливане нет лидера, способного сохранить единство общества. Такое демонстративное игнорирование Ауна западными дипломатами вкупе с очень странными обвинениями в его адрес со стороны друзов и части маронитов наталкивают на некоторые подозрения. В то время как обстановка в Ливане, как и во всем регионе, под воздействием различных факторов, становится все более неспокойной, было бы логично предположить, что функции главы государства необходимо поручить человеку, способному обеспечить согласие и стабильность. Возникает вопрос о том, насколько нужна Западу эта стабильность.

Совсем недавно глава французского МИДа Бернар Кушнер заявил, что международному сообществу следует готовиться к войне с Ираном. Как известно, нанести удар по тегеранскому режиму не прочь также Тель-Авив и определенная часть американского истеблишмента . Кроме того, у Израиля давние счеты с "Хезболлой". В связи с этим можно предположить, что альянс попытается поставить эту организацию вне закона в Ливане, тем самым лишив Иран столь важного союзника в регионе. И в этом смысле Запад и Израиль не устроит лидер, готовый вести диалог со всеми участниками политических процессов в Ливане, а приемлемой фигурой может стать только противник диалога с Тегераном и Дамаском. Не исключено, что Валид Джумблат рассматривается европейским трио в качестве претендента на роль такого лидера.

Не вызывает сомнения, что реализация этого плана спровоцирует раскол в ливанском обществе, который может вылиться в очередную гражданскую войну. Развитие событий по этому сценарию окажется на руку Израилю, который получит возможность нанести по "Хезболле" удар силами ливанской оппозиции. Вероятно, Иран и Сирия тоже не останутся в стороне и окажут поддержку "Хезболле". Можно констатировать, что повышенный международный интерес к выборам сулит Бейруту мало хорошего, однако большая ближневосточная игра уже началась, и Ливан обречен стать одним из ее участников.

Выбор читателей