Россияне набивают кладовые

Меры по сдерживанию роста цен на продукты питания на некоторое время загнали проблему внутрь, не тронув ее глобальных причин. Люди предпочитают не надеяться на правительство и делать запасы




Резкое повышение цен на продукты питания стало одним из главных событий нынешней осени. На днях компания "Башкирова и партнеры" провела социологическое исследование с целью выяснить, насколько взлет цен сказался на привычном образе жизни россиян. Результаты исследования показали, что подавляющее большинство (88,2%) опрошенных почувствовало на себе негативное воздействие удорожания продовольствия. При этом 52,3% респондентов отметили, что им приходится покупать меньшее количество продуктов, а 35,9% зафиксировали значительный рост расходов на еду.

Если взглянуть на то, какие продукты вошли в число лидеров удорожания, то можно обнаружить, что это самые востребованные наименования, входящие в потребительскую корзину среднего покупателя: макаронные и хлебобулочные изделия, молочные продукты, растительное масло и мясо. Правительство кинулось принимать экстренные меры, в числе которых повышение экспортных и снижение импортных пошлин на продовольствие, а также замораживание цен на шесть ключевых товаров: хлеб белый и черный, молоко, кефир, подсолнечное масло и яйца.

Однако, судя по данным социологического опроса, срочные меры не принесли ожидаемого результата. Скорее, наоборот: в их эффективность верят лишь 4,7% опрошенных. При этом почти половина (46,8%) респондентов оказались достаточно категоричными в своих суждениях, заявив, что цены будут увеличиваться и дальше, несмотря на действия, предпринимаемые властями.

Почти пятая часть – 19,6% – граждан, привыкших полагаться только на себя, начинают делать запасы продуктов, на которые цены растут более всего. По данным экспертов компании "Башкирова и партнеры", среди покупающих продукты впрок представлены большинство – потребители со средним и сравнительно высоким доходом. Число желающих сделать запасы могло быть значительно больше, если бы возможности россиян по заполнению собственных кладовых оказались не столь сильно ограниченными уровнем их доходов. Однако в этом случае ажиотажное наращивание населением продовольственных запасов ведет либо к новому витку роста цен, либо (в случае с "замороженными" товарами) к появлению дефицита и спекуляций.

Стремление создавать собственные продовольственные запасы впервые ярко проявилось в 1998 г. (по вполне понятным причинам). Самым последним примером массового создания продуктовых запасов стал "соляной кризис" 2006 г., однако тогда, в отличие от сегодняшнего дня, россияне спешно запасались лишь одним продуктом – солью. Сегодня потребители откладывают на "черный день" в основном продукты длительного хранения: крупы, макароны, растительное масло. Производители последнего уже успели отметить увеличение спроса на свой продукт более чем на 10%.

Что касается ближайших прогнозов, то, как заявила в эфире радио СИТИ-FM генеральный директор компании "Башкирова и партнеры" Елена Башкирова, нынешняя ситуация с указанными продуктами подобна бомбе замедленного действия. Предположительно, основная паника начнется тогда, когда государство примет решение "отпустить" цены. Пока же правительство ничего толком не объясняет, в результате чего население пребывает в неведении и вынуждено действовать на свой страх и риск.

Существует еще ряд факторов, которые в ближайшем будущем будут являться серьезным стимулом к дальнейшему росту потребительских цен. Во-первых, это увеличение с 1 декабря пенсий и пособий, сочетающееся с активной стимуляцией спроса в условиях сезона выборов; во-вторых, рост благосостояния граждан, имеющий место на протяжении нескольких последних лет. Дело в том, что все это время покупательная способность населения непрерывно росла, провоцируя повышение цен. Сегодня перед правительством в полный рост встают инфляционные последствия этого явления.

Таким образом, можно сделать вывод, что меры по сдерживанию роста цен лишь на некоторое время загнали проблему внутрь. Пока не понятно, как это "выстрелит" в будущем (после неизбежного высвобождения цен), и не получится ли так, что отдача от "выстрела" окажется значительно хуже сегодняшних опасений населения. Впрочем, судя по результатам последнего социологического исследования, россияне прекрасно понимают всю сложность сложившейся ситуации и в меру своих возможностей пытаются обезопасить себя. Собственными силами.

Выбор читателей