Иностранцы скупают российский турбизнес

Европейские бизнесмены стремятся получить свой кусок пирога на российском рынке выездного туризма. Менее чем за полгода произошло три сделки по покупке местных турфирм иностранными профильными инвесторами




Введение в России закона о финансовых гарантиях в туризме, судя по всему, сделало отечественные компании более сговорчивыми в вопросах продажи бизнеса иностранным профильным инвесторам. В первых числах ноября стало известно о покупке швейцарским холдингом Hotelplan части российской компаний "Асент Трэвел", специализирующейся на зимой горнолыжных турах, а летом – на турах в Хорватию и Италию. Точный размер доли Hotelplan и ее стоимость не разглашаются. Швейцарцы уже владеют британским горнолыжным оператором Inghams Travel и, как говорится в официальном сообщении компании, рассчитывают получить синергетический эффект, скоординировав действия британской компании и "Асент Трэвел". Представители российской стороны предпочли воздержаться от комментариев.

Однако в освоении российского рынка Hotelplan опередил его главный конкурент – другой швейцарский холдинг Kuoni Reisen Holding AG, являющийся самым крупным на своем рынке и одним из пяти крупнейших в Европе. В начале июля 2007 г. он приобрел 80% акций туроператора UTE Megapolus Group. Сумма сделки также официально не озвучивалась: по мнению экспертов, она могла составить от $4 до $7 миллионов.

Швейцарцы – не единственные представители европейского турбизнеса, засматривающиеся на российские активы. В конце октября крупнейший туроператор Финляндии Aurinkomatkat-Suntours купил питерского туроператора "Калипсо – мир путешествий", занимающегося продажей индивидуальных туров класса люкс и круизов. По неофициальным данным, покупка обошлась финнам примерно в $1 миллион. Эта сделка, которую планируется завершить к концу текущего года, примечательна своей географической привязкой – она является первым в отрасли случаем, когда иностранный инвестор приобрел не слишком известную в масштабах страны компанию, базирующуюся за пределами МКАД.

Европейских бизнесменов явно объединяет общее стремление получить свой кусок пирога на перспективном российском рынке выездного туризма, несмотря на заметные отличия между купленными компаниями. Так, финны, судя по всему, собираются развивать вовсе не индивидуальный, а массовый продукт. "Мы сможем использовать наши основные преимущества и огромный опыт по созданию чартерного турпродукта высокого качества. Имея собственные представительства во многих странах и многолетние партнерские отношения с отелями, мы готовы представить на рынок вполне конкурентоспособный продукт. Кроме того, уже сейчас туры с вылетами из Финляндии имеют стабильный спрос у клиентов из России", – цитирует ИС "БАНКО" генерального директора Aurinkomatkat-Suntours Юкка Салама. И даже Kuoni, которая обычно приобретает иностранные компании с целью организовать прием своих туристов на местном рынке, в Россию, по мнению экспертов, пришла с прямо противоположными намерениями – загрузить российскими туристами свои принимающие компании в других странах. Именно такой вывод можно сделать из официального сообщения компании: комментируя в июле сделку с UTE Megapolus Group, она заявила, что "российский рынок располагает исключительно большим потенциалом в области организации туров для россиян с высокими доходами". Впрочем, мотивы иностранцев вполне понятны: если во всем мире основную часть доходов туристической отрасли генерируют въездные потоки, в России по-прежнему значительную часть прибыли приносит выездной туризм. При этом благосостояние населения растет, а вместе с ним увеличивается и число потенциальных путешественников.

Российских участников рынка приход иностранцев пока не сильно беспокоит. Получая очередное сообщение о покупке западными компаниями российских игроков, они вспоминают историю с немецким туристическим гигантом TUI. В 2004 г. концерн стал владельцем 34% доли в TUI Mostravel Russia, образованной совместно с российской турфирмой "Мостравел". Тогда эксперты ожидали существенного передела рынка, но ничего подобного не произошло – за прошедшие три года вырваться в лидеры "Мостравелу" так и не удалось. С тех пор TUI неоднократно пытался приобрести других операторов, но безуспешно. Однако три сделки с участием иностранного капитала менее чем за полгода – уже куда более серьезный повод задуматься о будущем отрасли. Впрочем, не исключено, что в этом будущем сам западный турбизнес будет иметь российское лицо. Несколько дней назад в прессу просочилась информация о намерении главы "Северстали" Алексея Мордашова приобрести долю акций того самого TUI. Правда, официального подтверждения она пока не получила.

Выбор читателей