Вкладывать в российского туриста стало выгодно

В 2006 году российские туристические компании прекрасно продавались, покупались и сливались. Большинство сделок заключено между самими игроками рынка, однако нашлись и сторонние инвесторы




Уходящий год ознаменовался активными процессами купли–продажи на российском туристическом рынке. С учетом того, что до сих пор отрасль не слишком интересовала людей с большими деньгами (с точки зрения бизнеса, разумеется), факт сей выглядит весьма показательно – отечественный турбизнес наконец-то стал привлекательным для инвестиций. Правда, стоит оговориться, что большинство сделок заключено между самими игроками рынка. Однако нашлись и сторонние инвесторы.

В начале апреля фонд прямых инвестиций UFG Private Equity Fund I объявил о приобретении 25% плюс одной акции сети бюро путешествий "Куда.ru" за $13,6 миллионов. По словам Бориса Федорова, генерального партнера фонда, акции были частично выкуплены у прежних владельцев, но в основном сделка состоялась за счет новой эмиссии. Деньги пойдут на развитие бизнеса. Инвестор не скрывал, что цель покупки – увеличение стоимости компании с последующей ее перепродажей путем размещения акций на фондовой бирже или поиска стратегического партнера. Озвучивался и предполагаемый срок окупаемости вложений – 3-5 лет. При этом Борис Федоров заявил, что фонд не намерен вмешиваться в оперативное управление компанией.

Практически одновременно с появлением информации о названной сделке стало известно о том, что владелец оставшегося пакета акций "Куда.ru" холдинг "Туральянс" выкупил 100% акций другой известной розничной туристической сети – "Магазина горящих путевок". Цена вопроса – $5,5 миллионов. Пока оба бренда остаются на рынке, но внутри компании они уже объединены в единую розничную структуру. Примечательно, что переговоры о приобретении МПГ "Туральянсом" начались еще в 2002 г., однако тогда сторонам не удалось прийти к взаимовыгодному решению. Все эти годы бывший владелец сети Андрей Озолинь не оставлял попыток расстаться с активом, интерес к которому проявлял, в частности, такой монстр мирового туристического рынка, как немецкий концерн TUI. С немцами договориться не удалось, и в начале 2005 г. сеть была почти продана одному из собственных франчайзи – питерскому предпринимателю Андрею Шибаеву. Но и эта сделка в итоге не была завершена. Затем МПГ всерьез заинтересовался ВАО "Интурист". Переговоры велись около года, но проснувшийся "Туральянс" сумел опередить конкурента. По мнению президента "Интуриста" Александра Арутюнова, не последнюю роль в этом сыграли журналисты, фактически сорвавшие сделку активным освещением инвестиционных намерений его компании.

Впрочем, "Интуристу" все равно удалось завоевать пальму первенства в области масштабных приобретений туристических активов. В январе им был куплен контрольный пакет акций авиаброкерской структуры компании UTE Megapolus Group – "Мегаполюс-Авиачартер". Затем, в начале сентября ВАО стало обладателем 51% акций туроператора "Скайвей". А на этой неделе было официально объявлено о приобретении такого же количества акций другого известного на рынке игрока – петербургского холдинга "Ривьера", в который помимо операторской структуры входит также собственная розничная сеть. Сумма сделок не разглашается, но в кулуарной беседе Арутюнов дал понять, что она не превышает $10 миллионов. Оба оператора имеют сильные позиции на таких массовых выездных направлениях, как Турция и Египет. По признанию топ-менеджера, "Интурист" заинтересован также в усилении испанского и греческого направлений, и не исключено, что сделано это будет за счет дальнейших приобретений.

Руководство ВАО "Интурист" уже не раз заявляло о намерении создать вертикально-интегрированный туристический холдинг, включающий полный пакет активов, необходимых для создания турпродукта. Со временем все дочерние компании будут собраны в четыре дивизиона – "Туроперирование", "Розничные продажи", "Транспортные услуги" и "Гостиничный бизнес" во главе с управляющей компанией. "Мы хотим создать крупного национального оператора, который бы обеспечивал клиентам комфорт и услуги на высшем уровне", – объяснил подобную стратегию Арутюнов.

По мнению президента группы компаний UTE Megapolus Эдуарда Кузнецова, планы эти вполне выполнимы, и "Интурист" имеет все необходимое для их реализации, начиная от национального бренда, доставшегося с советских времен, и заканчивая финансовыми ресурсами, предоставляемыми АФК "Система". "Естественно, необходимо грамотно эти возможности реализовать с точки зрения менеджмента, развития, управления информацией и всеми остальными составляющими бизнеса. Потому что хозяйство будет сложное, многоплановое, с элементами консерватизма, наследием прежнего "Интуриста". Но если топ-менеджменту удастся эффективно использовать имеющееся возможности, то все получится", – сказал Кузнецов в беседе с корреспондентом "Yтра".

Впрочем, активная скупка "Интуристом" туристических активов, судя по всему, объясняется не только грандиозными замыслами, но и вполне конкретным намерением увеличить капитализацию компании в преддверии запланированного в обозримом будущем выхода на IPO.

Выбор читателей