Совбез ООН готовится к переменам

Реформирование Совета безопасности неизбежно: этот вопрос уже не дискутируется. Обсуждение затягивается пока только по вине постоянных членов СБ, ревностно охраняющих свои особые права




Сегодня Совет безопасности ООН представляет на Генассамблее доклад о возможных вариантах своего реформирования. Активная работа над проектом началась в 2007 г.; в ходе дискуссии главы государств и правительств 192 стран сошлись во мнении, что в своем сегодняшнем составе Совбез не соответствует геополитическим реалиям.

По уставу, в СБ входят 15 членов. США, Россия, Китай, Франция, Великобритания – постоянные, обладающие правом вето. Десять членов СБ выбираются на двухлетний срок, причем каждый год происходит обновление пяти из них.

Последний раз ротация пятерки произошла в октябре 2007 г., когда в состав СБ вошли Ливия, Вьетнам, Буркина-Фасо, Коста-Рика и Хорватия. Их полномочия начинаются 1 января 2008 года. Кандидатуры на места в СБ выдвигают региональные группы в Генеральной ассамблее ООН: два места выделяются Западной Европе, по одному Африке, Азии, Латинской Америке и странам Карибского бассейна.

Дискуссия о необходимости расширения состава постоянных участников Совбеза развернулась еще в 1990-х гг., и в последние годы предложения о реформировании звучали все чаще. В качестве главного обвинения Совету безопасности ООН предъявляют неспособность исполнять основную его функцию – обеспечивать поддержание мира и безопасности на планете. Структура СБ, сложившаяся по результатам Второй мировой войны, сейчас не соответствует изменившемуся раскладу сил в мире – об этом давно и открыто говорят все функционеры-международники. Функциями коллективного гаранта мира и безопасности позволяют себе пренебрегать даже основные члены Совбеза – те же Соединенные Штаты. Кроме того, участие в работе СБ в качестве временного члена для отдельных стран становится возможным только в качестве поощрения за "примерное поведение". Так было относительно недавно в ситуации с Ливией, кандидатуру которой США блокировали в 1985 и 2000 гг. в связи с обвинениями в поддержке международного терроризма и наращивании ядерных вооружений в военных целях. Только после того как Ливия впустила на свою территорию инспекторов МАГАТЭ, отношения этой страны с США и международным сообществом потеплели. Эксперты полагают, что включение Ливии в число пяти непостоянных членов СБ ООН служит сигналом другому государству – Ирану. Между тем президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад неоднократно высказывался в поддержку изменения структуры и статуса Совета безопасности и Организации Объединенных Наций, обвиняя некоторых их членов в том, что они действуют "как обвинители, палачи и судьи", претендующие на мировое господство.

Одним из наиболее вероятных вариантов реформы Совбеза признается расширение состава постоянных членов до десяти, однако по этому вопросу всем заинтересованным сторонам необходимо постоянно проявлять чудеса дипломатии. Сегодня главными претендентами на включение считаются Германия, Япония, Индия и Бразилия. Великобритания намерена поддержать кандидатуру ЮАР в качестве постоянного члена СБ исходя из того, что членства в Совбезе ее самой и Франции достаточно для представления интересов европейского континента. Италия, со своей стороны, предлагает добавить одно постоянное место Евросоюзу. Постоянного кресла в СБ ООН добиваются также Африка и арабский мир.

"Большая пятерка" выразила согласие на реформирование при двух основных условиях: сохранении за ними исключительного права вето (право применения которого пытаются ограничить) и установлении предельной численности СБ в 20 - 22 страны. Перспективы функциональных изменений в основном костяке Совбез намерен поставить в зависимость от состава стран-"новичков".

Реформирование Совета безопасности ООН неизбежно: этот вопрос уже не дискутируется. Обсуждение затягивается пока только по вине постоянных членов Совбеза, ревностно охраняющих свои особые по отношению к мировому сообществу права.

Но уже сейчас ясно: реформа Совета безопасности является прологом к череде реформ других международных организаций – ПАСЕ, ОБСЕ, всей ООН. Если она осуществится, то станет хорошей школой выработки консенсуса между так называемыми странами "большой политики" и "развивающейся экономики". Примеров подобного консенсуса сегодня пока нет.

Выбор читателей