Новая потеря в российской мультипликации

Ушел из жизни замечательный режиссер анимационного кино, художник, педагог, заслуженный деятель искусств России, добрейший волшебник и удивительно приветливый человек Валерий Угаров




Семнадцатого ноября умер замечательный режиссер анимационного кино, художник, педагог, заслуженный деятель искусств России, добрейший волшебник и удивительно приветливый человек Валерий Угаров, "Угарушка".

В декабре ожидается премьера его последней работы – полнометражного мультфильма "Бабка Ежка и другие". Над этой лентой Угаров работал четыре года и очень хотел, чтобы она понравилась детям. К счастью, он успел закончить фильм и даже видел реакцию маленьких зрителей на фестивалях. Теперь и "Бабка Ежка", и все предыдущие мультфильмы мастера будут жить собственной жизнью, которая – как водится – длиннее и насыщеннее, чем у создателя.

Валерий Угаров многие годы был одним из самых лучших и востребованных аниматоров страны. Даже будучи режиссером, он нередко участвовал в создании фильмов коллег. За сорок лет им были одушевлены герои лент "Жил-был Козявин", "Маугли", "Стеклянная гармоника", "Балерина на корабле", "Обезьяна с острова Саругасима", "Винни-Пух идет в гости", "Ну, погоди!", "Серебряное копытце", "Приключения пингвиненка Лоло", "Новые Бременские" и др.

Угаров окончил Московскую художественную школу им. Сурикова, затем – МАРХИ и курсы художников-мультипликаторов. Его режиссерский дебют состоялся в третьем выпуске "Веселой карусели" (1971) – он снял сюжет "Разгром" по стихотворению Эдуарда Успенского. Тема беспорядка, веселого разгрома, озорства, непоседливости возникала и в следующих его "карусельных" сюжетах ("Про чудака-лягушонка", "Не про тебя ли этот фильм?", "Бабочка и тигр") и четырехсерийной школьной комедии "На задней парте" про двоечника Бармалейкина. Эти динамичные истории с головокружительными погонями и превращениями преследовали одновременно познавательные и воспитательные цели.

Тема воображения, фантазии – еще одна отличительная черта в творчестве Валерия Угарова. Наиболее показательна в этом плане музыкальная феерия "Шкатулка с секретом" (1976) – своеобразная мини-опера по мотивам сказки Одоевского "Городок в табакерке". Мальчик, герой фильма, засыпает и оказывается внутри шкатулки. И тут же изначальный мотив "познавания" отходит на второй план, уступая место музыке, динамике, калейдоскопу цвета. В фильме действует немыслимое количество персонажей, которое растет от кадра к кадру, к финалу темп повествования ускоряется, музыка становится все громче, напряжение достигает наивысшей точки – и все это для того, чтобы остановиться, разрушиться и замереть навсегда. Мальчик сотворил излюбленный Угаровым беспорядок и... проснулся. А "Шкатулка с секретом" стала любимейшим мультфильмом многих и многих. Я знаю одного американского режиссера, который иногда пересматривает этот шедевр по нескольку раз в день.

В 1981 г. Валерий Угаров экранизировал сказку Гауфа "Халиф-аист", где заглавную роль озвучил Иннокентий Смоктуновский. Фильм не имеет ничего общего с комиксами и стремительными погонями прошлых сюжетов, здесь режиссер увлекся изобразительной стороной (художники – Владимир и Галина Зуйковы), направив накал страстей в более серьезное, лирическое русло.

Затем были мистическая история "Наваждение Родамуса Кверка" (1983), трогательно-биографическая лента о художнике Юло Соостере "Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником" (1987, с Андреем Хржановским), экранизация рассказа Алексея Толстого "Терентий Генералов" – "Сапожник и русалка" (1989), кельтская сказка "В поисках Олуэн" (1990). На студии "Кристмас Филмз" режиссер снял библейский сюжет "Иона" (1996), китайскую сказку "Волшебная кисточка" (1997) и монгольскую сказку "Мальчик-пастух Тумур" (2001). Все эти фильмы Угарова отличают пронзительная лирика, мелодизм, выразительность рисунка, пластичность, доброта.

"Угарушка" и сам был удивительно добрым человеком. Не припомню ни одного конфликта или недоразумения, связанного с его именем. Он не любил долгих разговоров о кино, на все вопросы отвечал лаконично, образно. Порой по-угаровски неожиданно и, как поначалу казалось, не по существу. А чаще всего уходил от темы, предпочитая говорить о чем-то отвлеченном: погоде, природе, животных, о детях.

Несколько лет назад он потерял жену и стал еще более молчаливым и печальным. Перенес инфаркт. Но продолжал работать, ездить на фестивали, встречаться с друзьями. Он был очень изысканным в одежде. Его белоснежные волосы, собранные в хвостик, продолжали сводить с ума женщин.

Валерий Михайлович умер внезапно, во сне. Как и недавно ушедший от нас Александр Татарский. У него тоже болело сердце...

По всей видимости, на небесах решили срочно создать анимационную студию.

Читайте также

Выбор читателей