Путин сделал "ход Медведевым"

Прежде чем передать власть Медведеву, Путину придется навести порядок в стане своих сторонников. Не исключено, что эту задачу президент решит, но даже он не сможет "зачистить" для Медведева поле внешней политики


ФОТО: AP
ВСЕ ФОТО



Решение о выдвижении кандидатом в президенты Дмитрия Медведева разом изменило текущую повестку дня. Во-первых, тот факт, что преемником станет вице-премьер, курирующий реализацию так называемых "приоритетных национальных проектов", аннулирует главную тему думской кампании – "борьбу с внутренними и внешними врагами России" и позволяет провести президентские выборы в мирной тональности, с упором на основные ценности, заложенные в Конституции. Судя по всему, президентская кампания будет проходить под лозунгом продолжения строительства демократического государства, признающего и уважающего права собственников. Ведь не случайно из всех кандидатов выбран именно Медведев, давно занимающийся проблемами образования, здравоохранения, жилищного строительства, аграрного сектора и демографии. И одновременно – являющийся председателем Совета директоров "Газпрома".

Во-вторых, Медведев является достаточно компромиссной фигурой, которая, тем не менее, в большей степени устраивает либеральную группу влияния. А это означает, что, выбрав Медведева, Владимир Путин послал ясный сигнал и правой оппозиции, предложив ей снизить градус антивластной риторики. Будет ли он услышан и правильно понят – это отдельный вопрос. Все же лидерам "Другой России" и СПС теперь будет труднее развивать тему "преступного чекистского режима", а публике – внимать этой пропаганде. Ведь принадлежащий к неформальной корпорации "питерских юристов" Медведев напрямую не связан ни с "силовиками", ни с правоохранительными органами.

В-третьих, выдвижение Медведева должно быть прочитано элитами как приказ немедленно прекратить публичные разборки, компрометирующие власть в глазах населения, а Россию – в глазах мирового сообщества. Именно этим, скорее всего, объясняется тот факт, что имя преемника было обнародовано в начале этой недели, а не 17 декабря на съезде "Единой России. Похоже, слом сценария был связан с тем, что за оставшуюся неделю враждующие группировки могли успеть наломать немало дров. И речь в данном случае идет не только о силовых и судебных спецоперациях, но и о компромате, массированный вброс которого начался еще в конце ноября.

Одновременно фигура Медведева должна способствовать прекращению разговоров об отказе России от демократии и превращении в тоталитарное государство с явно выраженными признаками автократического режима. Судя по первым реакциям западных СМИ, этот сигнал был понят и оценен должным образом. Некоторые даже вспомнили о том, что в свое время Медведев весьма скептически высказался по поводу введения в современную политологию с легкой руки Владислава Суркова нового термина – "суверенная демократия", противопоставив ему понятие "подлинной демократии". Кстати, та дискуссия на страницах журнала "Эксперт" до сих пор остается чуть ли не единственным примером интеллектуального диспута между кремлевскими чиновниками подобного ранга.

Кроме того, стоит отметить, что, выбрав Медведева, Путин как бы "перевернул стол" мировой политики, предложив отказаться от игры на силовом поле. На фоне многочисленных международных конфликтов и алармизма, присущего некоторым группам российской элиты, Медведев выглядит как настоящий "голубь". За все время своего присутствия в "верхах" он не сделал ни одного воинственного или даже резкого заявления. Что касается положения, которое кандидат в президенты занимает в "Газпроме", то и оно в известном смысле может быть прочитано как мессидж, означающий, что российская экспансия будет сосредоточена исключительно в экономической сфере.

Как отдельный сюжет, конечно, нельзя не рассматривать саму процедуру выдвижения Медведева, постановочный характер которой был отмечен многими наблюдателями. Судя по откровениям некоторых политиков, начальный сигнал был послан из Администрации президента, и уже после Грызлов и Миронов договорились с руководством Аграрной партии и "Гражданской силы". В результате Медведев одновременно получил поддержку и президента, и "Единой России", а также подавляющего большинства Госдумы и двух не представленных в парламенте партий, выражающих интересы сельхозпроизводителей и буржуазных демократов. А это существенно облегчит проведение его предвыборной кампании. Поскольку, как ни крути, а по всем формальным признакам он является представителем нескольких групп населения, в совокупности составляющих более 75% активного электората.

Все эти соображения несомненно облегчат избрание Дмитрия Медведева и, скорее всего, позволят несколько охладить пыл оппозиции и элитных кланов, улучшить обстановку в стране и смягчить отношения с западными партнерами России. И в этом смысле решение о выдвижении Медведева является удачным ходом.

Однако, с другой стороны, все плюсы этой кандидатуры носят ситуативный, тактический характер. Избрание Медведева не решит экономических и социальных проблем и не сможет повлиять на стратегические интересы НАТО, США и Евросоюза. Как кандидату в президенты Медведеву рано или поздно придется хоть что-то сказать о ситуации в мире и внешнеполитической линии России. Если эти высказывания будут слишком мирными, его начнут сравнивать с Горбачевым и Ельциным, а если жесткими – снова начнутся разговоры о тоталитаризме и нарушении прав человека.

И так во всем. Сама по себе фигура Медведева не способна примирить элиты, борьба которых за собственность и влияние на время избирательной кампании, возможно, уйдет в тень. Однако глубинные противоречия останутся. Не зря некоторые наблюдатели уже говорят, что, прежде чем передать власть компромиссному Медведеву, Путину придется создать предпосылки для его безоблачного правления и навести порядок в стане своих сторонников. Не исключено, что эту задачу президент решит, но даже он не сможет "зачистить" для Медведева поле внешней политики.

Разумеется, узнав о решении Путина передать пост президента именно Дмитрию Медведеву, многие политики и граждане вздохнули с облегчением просто потому, что Путин выбрал для России "доброго следователя", оставив роль "злого" для себя. Но другие остались недовольны именно этим, и они вряд ли будут бездействовать. И необходимость постоянно "укрощать" элиты станет только одной головной болью в списке проблем, с которыми столкнется Медведев после выборов. Судя по первым комментариям, от него и не ждут особых подвигов. Считается, что центром принятия решений останется Путин, а Медведев будет эдаким демократическим премьером на хозяйстве, но в кресле президента. Но это тоже очень непростая роль: управлять и не править, испытывать давление со всех сторон и не иметь фактических полномочий для принятия решений.

Считается, что проблемы нужно решать по мере поступления. Пока Кремлю удалось сформировать конституционное большинство в Госдуме и найти преемника, не вызывающего аллергию у большинства населения. Следующая задача – провести президентские выборы и определиться со статусом Путина. А все остальное будет потом. В конце концов, получив власть в 2000 г., нынешний президент унаследовал не менее внушительный список проблем.

#0-6 AP © #7 "Твой день" ©

Выбор читателей