Дядюшку "Оскара" покорила жесть

Безоговорочная победа одной из самых жестоких и кровавых трэш-комедий великих братьев Коэнов подтвердила мысль о том, что после серии политических решений на "Оскаре" обязательно победит искусство


ФОТО: AP
ВСЕ ФОТО



Американская киноакадемия слегка реабилитировалась в глазах вашего обозревателя за весьма спорные решения последних лет, очень напоминающие квазиполитические премиальные расклады в нашей стране (но об этом ниже).

Когда великий режиссер, такой как Мартин Скорсезе, скажем, годами не получает "Оскара", ему, наконец, дают заветную статуэтку, после слезных просьб всего мирового киносообщества, за далеко не лучший фильм - "Отступники", как это было в прошлом году. Это издержки. Или в позапрошлом - в обход явного фаворита и шедевра "Горбатой горы" Энга Ли, главный приз вручают малоизвестной невнятной картине, даже название которой - "Столкновение", зритель всегда будет путать со знаменитым фильмом Кроненберга от 1996 года. Это глупость.

В нынешнем, юбилейном для "Оскара" году, все встало более-менее на свои места. Несмотря на то, что многие и до сих пор уверены в преобладающей тупости тысяч американских киноакадемиков (да и всех американцев скопом), в их политкорректной зашоренности, любви к слащавым пошлым мелодрамам и т.д., - решение о победе фильма Коэнов отчасти перевернуло эти представления. Надеюсь, во всяком случае.

"Старикам тут не место" - один из самых жестких и кровавых проектов не только в перенасыщенной жестокостью кинобиографии братьев Коэнов, но и вполне может посоревноваться в этом качестве с самыми трэшевыми образцами жанра в мировом кино. Я не могу сказать, что это мой любимый фильм у прославленных кинематографистов, но по сранению с явным сниженим планки в последние годы – начиная с мутной и ангажированной "Невыносимой жестокости", - "Старики…" подтянулись к качеству "Фарго", хотя и недотягивают до вершин "Большого Лейбовского" или "Бартона Финка".

Отчасти, нынешняя победа, как и в случае с прошлогодним триумфом Скорсезе, выглядит наградой "по совокупности заслуг", но фильм-триумфатор все же заслуживет отдельного признания – он вряд ли станет культовым, как всем известные шедевры братьев, однако, как минимум, превратил знаменитого испанского актера Хавьера Бардема, с его дебютным "Оскаром" за роль второго плана, в голливудскую суперзвезду, и сделал это вполне заслуженно. Да и в целом, "Старикам здесь не место" на голову опрережал конкурентов этого года, хотя, каюсь, мне казалось, что мелодрама типа "Искупления" победит кровавый и бескомпромиссный коэновский "жесткач", и тем отраднее думать, что время от времени кинематографическая составляющая самого большого бизнеса в мире под названием Голливуд побеждает коммерческую. Впрочем, эти волны и флуктуации осмысленности за 80 лет "Оскара" накатывали неоднократно, и хорошие независимые фильмы, подобные нынешнему, не раз побеждали, так что интрига вручения была именно в том, что важнее – бескомпромиссное искусство или семейный отдых.

Теперь что касается русского присутствия в финале самого престижного киномарафона. Тут мои внутренние прогнозы полностью оправдались: по-моему, у нас не было никаких бонусов изначально. Правда, у мультфильма Александра Петрова "Моя любовь" были призрачные шансы покорить Америку во второй раз с точно таким же, может быть более технически продвинутым проектом с точки зрения качества картинки, как некогда это сделал "Старик и море", но тема на сей раз была выбрана не самая родная для Академии. Рассказ Ивана Шмелева и визуальный ряд этого мощного творения ярославского затворника, в отличие от хэмингуэевской повести, отсылал к русской живописи и литературе, причем того периода и направления, о котором за океаном, боюсь, не очень-то и слыхали. Победа Петрова во второй раз означала бы лишь признание его необыкновенного дара художника маслом по стеклу, но, к сожалению, у мультипликационных "Оскаров" отдельных номинаций нет. Кстати, в этих категориях победили опять-таки явные фавориты как кинопроката - пиксаровский "Рататуй", так и анимационных фестивалей, о которых мы писали - помните, британский "Петя и волк" на закрытии минувшего "Крока" исполнялся в сопровождении симфонического оркестра - и тут надо заметить, что русские всячески способствовали этой победе анимационной короткометражки нынешнего года – без гениальной музыки Прокофьева вряд ли этот кукольный фильм смог чего-то добиться.

А вот что касается михалковского "12" - ставка на чеченскую тему с треском провалилась. Это у нас в России этот, на мой взгляд, холуйски-конъюнктурный, идейно фальшивый, до колик проэфэсбэшный проект, может вызвать прилив энтузиазма, да и то на уровне подковерной возни в Союзе кинематографистов. Забавно наблюдать, как на местечковой михалковской премии "Золотой орел" убогая поделка хозяина мероприятия и по совместительству режиссера забирает все призы до единого, а на конкурирующей анти-михалковской, только еще более провинциальной "Нике" - не попадает ни в одну номинацию вообще! Американцам наши попытки лизнуть родную власть как можно глубже по-барабану, а на уровне Голливуда "эффект Михалкова" - пустой звук, это вам не старосветская Венеция, где можно всех подавить барской вальяжностью, богатством и завоеванным когда-то авторитетом. Если бы "12" получили "Оскара" - на фоне главных фильмов этого года, я бы задумался о собственной вменяемости и адекватности.

В остальном стоит отметить, что нынешняя церемония хоть и не принесла сюрпризов, расставила всех победителей по местам вполне адекватно. Прекрасный Дэниел Дей-Льюис давно демонстрирует высочайший уровень актерского мастерства, да и фильм "Нефть" должен был тронуть сердца неравнодушных к своей недолгой истории американцев и что-нибудь обязательно да получить. А неожиданная Марийон Котийяр в лучшей женской роли просто-напросто стала на экране Эдит Пиаф, как говорится - не отличишь от настоящей.

Да, еще порадовала награда за лучшие спецэффекты в "Золотом компасе" - этот фильм по знаменитой трилогии Филиппа Пуллмана снимался с тем расчетом, что если первая часть получит какое-то признание, то будет продолжение (в отличие, скажем, от "Властелина колец", который делался сразу и целиком все серии) - значит, после нынешнего "Оскара" мы сможем увидеть продолжение истории про дэймонов.

Итак, на мой взгляд, можно свидетельствовать, что кинематографический сезон 2007 г. закончился на мажорной ноте. "Оскар" стал триумфом для творцов и ценителей настоящего искусства, вероятно, оставив чувство легкого разочарования у патриотически настроенных наших граждан. Но тут или свой "особый путь", нечего оборачиваться на врагов-американцев, или учиться на ошибках и снимать просто хорошее кино, не рассчитывая выехать на политике. Пока российское кино не может влиться в мировой мэйнстрим, это стоит констатировать. Но и "Оскар" придумали не для него.

## AP ©

Выбор читателей