Путь к завоеванию Сибири почти открыт

Скоро за российские северные ресурсы пойдет отчаянная борьба, и сможет ли Россия в этих условиях сохранить контроль над Сибирью - большой вопрос, поскольку ей будут противостоять серьезные силы




На удивление белым медведям и на радость нефтяникам и мореходам, Северный ледовитый океан перестает быть ледовитым. Глобальное потепление делает свое дело: скоро в Арктике пройдут оживленные морские магистрали. Наиболее перспективная из них – российский Северный морской путь (СМП), который вдвое сокращает путь между Западной Европой и Восточной Азией.

По данным последних арктических экспедиций и спутниковых наблюдений, ледяная шапка Арктики постепенно съеживается. С конца прошлого века она уменьшалась ежегодно на 150 тыс. кв. км, а за последний год подтаяла на целый миллион. Итого осталось всего 3 млн кв. км ледяного покрова. Как рассказали участники российской экспедиции "Арктика-2007", средняя толщина льда бассейна Северного Ледовитого океана сократилась в два раза и сейчас не превышает одного метра, то есть ее может без труда проломить любой ледокол или даже судно ледового класса. Дрейфующих льдов тоже заметно поубавилось, так что стало трудно даже найти подходящую льдину для расположения полярной станции.

А вот насчет того, что будет дальше, мнения исследователей расходятся. Многие полагают, что потепление продолжится и, соответственно, льда в Арктике будет все меньше и меньше. Так, председатель международной организации по оценке воздействия цивилизации на арктический климат Роберт Корелл недавно заявил, что, к 2050 г. Северный морской путь будет открыт 100 дней в году вместо нынешних 20 (он имел в виду – открыт для прохода без помощи ледоколов, поскольку ледокольная навигация на СМП идет круглогодично уже почти полвека). Более смелые прогнозы предсказывают, что уже к 2015 г. в арктических водах можно будет свободно плавать шесть месяцев в году, а к 2050 - 2070 гг. вообще круглый год. Однако в Арктическом и Антарктическом НИИ Росгидромета считают иначе. Там уверены, что нынешнее потепление в Арктике – явление временное, аналогичное тому, что уже наблюдалось в 30-х гг. прошлого века. Затем, в 1970-х, на смену ему пришло похолодание. Так вот, в НИИ полагают, что сейчас мы находимся на пике очередного потепления – несомненно, более сильного, чем в прошлом веке, но все-таки не бесконечного. Весь вопрос в том, когда оно закончится и есть ли смысл вкладываться в развитие транспортного сообщения через Арктику, если она скоро опять замерзнет? По словам пресс-секретаря НИИ Сергея Балясникова, "если потепление продлится еще несколько лет, то станет реальным вновь поставить вопрос экономической целесообразности транзита через Северный морской путь, и не только российских судов, но и международного транзита".

Однако пока "оттепель" угрожает международным конфликтом в борьбе за доступ к ресурсам Арктики и контроль над транспортными коридорами. По некоторым оценкам, на арктическом шельфе находится четверть всех мировых нефтегазовых запасов. Пока их добыча возможна лишь в Баренцевом море, слегка подогреваемом Гольфстримом (как раз там находится знаменитое Штокмановское месторождение газа). Все, что залегает восточнее, скрыто под толщей пакового льда, с которого невозможно производить бурение. Но если этот панцирь подтает, тогда можно будет устанавливать буровые платформы. Откроется и доступ к неосвоенным ресурсам северной Сибири.

В целом, борьба пойдет именно за российские ресурсы, и сможет ли Россия в этих условиях сохранить контроль над Сибирью – большой вопрос, поскольку ей будут противостоять серьезные силы. В начале марта верховный представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана и комиссар по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер представили странам-членам ЕС доклад, в котором предупредили об опасности возникновения в будущем конфликтов в Арктике, в первую очередь, с Россией. The Guardian упоминает также "новый манифест" по реформе НАТО – 150-страничный документ, составленный пятью бывшими высшими военными командирами из США, Британии, Германии, Франции и Голландии; этот документ тоже указывает на "вероятное возникновение трений в Арктике в результате изменения глобального климата". Тема Арктики наверняка будет затронута на апрельском саммите НАТО в Бухаресте.

Применительно к Северному морскому пути мировое соперничество выражается в стремлении интернационализировать этот коридор под благовидным предлогом его развития. Сейчас СМП находится в плачевном состоянии: порты износились, навигационная и спасательная службы практически не работают, а главное – после развала советской экономики возить по нему стало почти нечего. Маршрут используется только в рамках северного завоза, да еще металлургические предприятия "Норникеля" гонят по нему круглый год свою продукцию с Таймыра. Но в целом все это слишком малые объемы для обеспечения рентабельности СМП. В прошлом году замглавы Минтранса РФ Александр Мишустин с гордостью сообщал президенту, что за год по Севморпути было перевезено более 2 млн т грузов. Однако для самоокупаемости и развития маршрута эта цифра должна быть, как минимум, втрое больше. И, конечно же, по мере таяния арктических льдов наши зарубежные партнеры (как с Запада, так и с Востока) с удовольствием модернизируют всю инфраструктуру Севморпути и наладят по нему бойкий транзит. Ведь потенциал трассы – не 2 и не 5, а 50 млн т грузов в год! Весь вопрос: захочет ли Россия превращать коридор вдоль своих северных кладовых в международную морскую трассу и сможет ли она сохранить ее под своей юрисдикцией?

Выбор читателей