России не нужна многомиллионная армия

Эксклюзивное интервью с депутатом Государственной думы, членом комитета по безопасности Михаилом Старшиновым




Эксклюзивное интервью с членом комитета Госдумы по безопасности Михаилом Старшиновым.

"Yтро": В мире все более доминирует посыл, что модель ядерного сдерживания больше не работает и не нужна. Вы согласны с этим?

Михаил Старшинов: Разговоры об этом, по меньшей мере, преждевременны. Да, выход США из договора по ПРО делает наши позиции более уязвимыми в прямом и переносном смысле. Однако наши ракеты пока в состоянии преодолевать все основные средства ПВО всех держав. Думаю, что ядерное сдерживание по-прежнему актуально. Клуб ядерных держав постоянно пополняется. Атомная бомба есть у Индии, Пакистана, возможно у Израиля. Близки к обладанию ядерным оружием Бразилия, ЮАР и другие страны. А тема о том, что модель ядерного сдерживания больше не работает и вообще не нужна, мне напоминает ситуацию с Варшавским договором и НАТО конца 1980-х – начала 1990-х, когда взаимная угроза вроде как исчезла. Мы распустили Организацию Варшавского договора и вывели свои войска из стран Центральной и Восточной Европы. При этом наши партнеры из НАТО не только не сократили свои Вооруженные силы, но и расширяют свои ряды. Видимо, сейчас они хотят провести аналогичную многоходовку, чтобы убедить нас отказаться от дорогостоящего содержания ядерных сил, сохранив за собой основу собственного ядерного потенциала.

"Y": Как можно оценить состояние обороноспособности России?

М.С.: Если говорить о стандартной шкале оценок, то она удовлетворительна. Мы в состоянии отразить любую агрессию – но это скорее вопреки, чем благодаря. В последнее время внимания состоянию Вооруженных сил и армии в целом уделяется много, однако проблем, как вы понимаете, хватает – и социальных, и финансовых, и технических.

"Y": Насколько отвечает современности комплектация ВС по призыву?

М.С.: Уже не отвечает. Мы должны, не отказываясь от призыва, постепенно переходить на преимущественно профессиональное комплектование армии. Нам сейчас не нужны Вооруженные силы в несколько миллионов человек. Всем должны заниматься профессионалы, и защитой наших рубежей – в первую очередь. Российской армии катастрофически не хватает суперпрофессиональных сержантов и старшин, это огромная проблема. На них держатся вся армия, это ее костяк. Я считаю, что сержантский состав должен комплектоваться только на профессиональной основе. При этом призыв необходимо сохранить хотя бы потому, что нам, тем не менее, на всякий случай, нужен военный резерв, и он должен иметь определенную подготовку. В связи с этим уверен, что рядовые, пришедшие служить по призыву, должны не на стройках работать, а именно учиться военному делу. Если армии нужен технический персонал, то его можно спокойно нанимать из "гражданских" за деньги. Денежное довольствие для призывников также должно быть адекватным.

"Y": Военные часто сетуют, что армия превратилась в падчерицу государства. Что должно произойти, чтобы отношение к людям в погонах изменилось? Война?

М.С.: Не дай бог! Учиться на войне поздно. Сколько же можно это делать на собственных ошибках! Катастрофы 1941-го г. и первой чеченской войны как раз произошли оттого, что мы постоянно забываем одно из правил генералиссимуса Суворова: "Тяжело в учении, легко в бою". У нас чаще работает принцип русского "авось".

Конечно, надо менять общее отношение к армии, повышать престиж людей в погонах. Это, кстати, касается не только военных. Посмотрите, какие сейчас самые непрестижные профессии: школьный учитель, врач, военный. Все это последствия уничижительной политики государства в конце прошлого века. Тогда не были нужны ни армия, ни школа, ни районная больница – "авось пронесет", "и так сойдет". К счастью, сейчас ситуация постепенно меняется, но сделать предстоит еще очень и очень многое.

"Y": В России принят закон о государственной службе казаков. Как использовать их потенциал?

М.С.: Принятие этого закона назрело давно. Число казачьих объединений и казачьих генералов уже превысило все допустимые пределы. Я часто бываю на юге России, где отчетливо осознают, как для казаков важна государственная востребованность. Они могут решать две важнейшие задачи: содействовать охране рубежей и обеспечивать общественную безопасность. Казачьи патрули на границе и на улицах городов и сел должны стать реальностью, и от этого всем будет только лучше.

"Y": В связи с проявлением рядом государств явного недружелюбия по отношению к России требуется ли внесение корректив в доктрину национальной безопасности РФ?

М.С.: Не думаю, что недружелюбие наших бывших партнеров по социалистическому лагерю и бывших республик СССР носит глубинный системный характер. Это, скорее, проявление "постколониального синдрома", который рано или поздно будет преодолен. Уверен, что радикальных изменений в государственные стратегические документы вносить не нужно. Все когда-то проходит. Иное дело, что необходимы корректировки внешнеполитической деятельности на постсоветском и восточноевропейском направлении. Надо делать выводы. Отрадно, что избранный президент России Дмитрий Медведев считает государства СНГ геополитическим приоритетом.

"Y": Какие меры России следует принять по защите своих граждан в Южной Осетии и Абхазии?

М.С.: Грузинскому руководству сложно смириться с потерей Абхазии и Южной Осетии, но это уже исторический факт, требующий юридического оформления. Мы уже предлагали целый ряд конкретных мер. Среди них – заключение договоров о сотрудничестве между субъектами РФ и этими республиками, открытие на их территории представительств субъектов РФ, скорейшее принятие федерального закона "Об ассоциированном с Российской Федерацией государстве" и заключение с ними соответствующего договора.

"Y": Госсекретарь США заявила о том, что независимость Южной Осетии никогда не будет признана.

М.С.: Еще в 2006 г. в Южной Осетии прошел референдум, на котором 99% пришедших на избирательные участки жителей республики проголосовали за независимость. Получается, то, что можно одним, нельзя другим? Но почему нельзя? Внятного и убедительного ответа на этот вопрос до сих пор нет. Ситуация вокруг самопровозглашенных республик постсоветского пространства ярко свидетельствует о цинизме в международной практике и укоренившихся двойных стандартах. Самым ярким примером такой политики можно считать действия Турции. Эта страна признала независимость Косова и начала боевые действия против курдских сепаратистов в один и тот же день. Подобный цинизм не может не раздражать непризнанные национальные территории не только у нас, но и во всем мире.

"Y": В думском комитете по безопасности обсуждали проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности". Что и зачем менять?

М.С.: Вносятся изменения в закон, согласно которым сотрудники милиции наделяются дополнительными полномочиями и расширяется список лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации. Значительно расширены права компетентных органов на сбор информации. Предлагается внести в статью закона "Об оружии" поправку, в соответствии с которой МВД РФ получит право выдавать оружие ЧОПам во временное пользование. Но члены комитета по безопасности сошлись во мнении, что этот законопроект содержит недочеты и противоречия. Есть сомнение, что этот закон в его нынешней редакции принесет пользу обществу. МВД из-за мизерных зарплат испытывает кадровый дефицит, проблемы с уровнем подготовки низового кадрового состава и пока не в состоянии искоренить коррупцию в своих рядах. Как они будут вести организационную работу, какими силами?

Мы не получили и ответа на вопрос об источниках финансирования введения закона в действие. Позиция Минфина по этому поводу не известна. В России 700 тысяч охранников. В соответствии с законом, они должны переоформить документы (только само удостоверение – 600 рублей). Хотелось бы знать, за чей счет? Если за их собственный, тогда о какой поддержке малого бизнеса идет речь?

Лично я оцениваю этот законопроект как "коррупционноемкий". Принятие законопроекта без кардинальной переработки нанесет значительный удар по малому бизнесу.

"Y": О зарплате милиционеров: в МВД распорядились реализовать поручение Медведева по усилению социальной защиты своих сотрудников. Дело сдвинулось с мертвой точки?

М.С.: Можно только приветствовать подобное решение главы МВД. Удивительно другое: почему для решения очевидной проблемы нужно было ждать специального распоряжения сверху? В руководстве МВД не могут не знать, что зарплата наших стражей порядка остается одной из самых низких в стране и в мире! После индексации, которая произошла 1 января 2007 г. и составила 10%, среднестатистический сотрудник милиции стал получать на руки порядка 12 тыс. руб. в месяц, а милиционер патрульно-постовой службы – 7,9 тысячи. Потом, правда, были еще несколько индексаций на все те же 10% - 15%. Несмотря на это, среднюю месячную зарплату в 27 тыс. рублей милиционерам только обещают, что называется, в ближайшей перспективе – к 2010 году. И это при том, что средств в бюджете достаточно. В Германии, к примеру, зарплата самого младшего чина в полиции составляет €2,5 тысячи. В Нидерландах дорожный инспектор получает €2,5 тыс. и хороший социальный пакет. Даже в Эстонии полицейские сейчас получают по 17,6 тыс. крон (свыше 40 тыс. рублей). А мы, повторяю, говорим о 27 тыс. к 2010 году. Кстати, по данным специалистов Департамента собственной безопасности МВД РФ, рост преступности в правоохранительных структурах в первую очередь связан с низкой зарплатой милиционеров.

Выбор читателей