Русины еще скажут свое слово в Европе

Эксклюзивное интервью с заместителем председателя русинского землячества "Карпатская Русь", сотрудником Центра украинистики и белорусистики МГУ Михаилом Дроновым




Эксклюзивное интервью с заместителем председателя Русинского землячества "Карпатская Русь", сотрудником Центра украинистики и белорусистики МГУ, историком-русинистом Михаилом Дроновым.

"Yтро": Михаил Юрьевич, для большинства россиян русины – словно марсиане: о них что-то слышали, но никогда не видели. Где проживает этот народ?

Михаил Дронов: Слово "русины" является старейшим восточнославянским этнонимом. Именно так в свое время называли себя предки современных украинцев, белорусов и даже великороссов, как, например, Афанасий Никитин в своем "Хождении за три моря".

На сегодняшний день русинами называются исключительно карпатские русины – коренные восточнославянские жители Карпатского региона. Конкретно они проживают в Закарпатской области Украины (Подкарпатская Русь), отдельных районах Словакии (Пряшевщина), Румынии (Мараморощина) и в нескольких населенных пунктах Венгрии. Все это на южных склонах Карпат. А на северных склонах к русинским землям можно отнести Лемковщину на юго-востоке Польши. Уже около 260 лет сплоченная русинская община существует на территории Воеводины в Сербии, с конца XIX в. крупная русинская диаспора имеется в Северной Америке. Русинские деятели подчеркивают, что подобно русским, украинцам и белорусам русины являются самостоятельным восточнославянским народом. В большинстве стран, где проживают русины, они имеют возможности для национального развития, сохранения и передачи следующим поколениям своей самобытной культуры.

У них есть свой язык. Более того, существует как минимум четыре литературных стандарта русинского языка для разных регионов: подкарпатский, пряшевский, лемковский и воеводинский.

"Y": Каковы вероисповедание и численность русинов?

М.Д.: По вероисповеданию русины – православные и греко-католики. На территории Закарпатской области большая часть русинов принадлежит к канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. А тамошние русины-униаты, что интересно, подчиняются напрямую Риму, минуя Киево-Галицкую митрополию.

Что касается численности, то мнения разнятся. По оценке Карпато-русинского исследовательского центра, актуальная численность русинов в мире составляет свыше 1,6 миллиона человек. Максимальные оценки, конечно, еще больше. Только в Закарпатской области, по тем же неофициальным данным, проживает около 650 тысяч русинов.

"Y": Назовите, пожалуйста, известных русинов у нас и за рубежом.

М.Д.: Знатокам русской культуры, несомненно, знакомо имя драматурга и композитора Нестора Кукольника – автора музыки к знаменитому романсу на слова Гребинки "Очи черные". Лемковские корни были у композитора Дмитрия Бортнянского. Русинами являлись первый ректор Санкт-Петербургского университета Михаил Балудянский, известный славяновед, основоположник отечественной болгаристики Юрий Венелин, выдающийся живописец и историк искусства Игорь Грабарь, который к тому же приходился внуком одному из крупнейших русинских деятелей XIX века Адольфу Добрянскому. Русинские корны были у классика поп-арта Энди Уорхола. Этническим русином был недавно почивший глава РПЦЗ владыка Лавр (Шкурла), родившийся в селе Ладомирово, что на Пряшевщине.

"Y": Какие события в истории русинов являются, на ваш взгляд, самыми яркими?

М.Д.: Историческая судьба большинства русинов связана с Венгерским королевством. По сути, они были русским (восточнославянским) компонентом полиэтничной исторической Венгрии. Позднее она утратила независимость, стала частью монархии Габсбургов. Русины, таким образом, стали их подданными. После падения Австро-Венгрии подкарпатские русины в 1919 г. добровольно вошли в состав нового государства – Чехословакии. Примечательно, что Подкарпатская Русь имела автономный статус. В самом конце 30-х годов край вернулся в состав Венгрии, теперь уже хортистской. После освобождения Европы Красной Армией эта территория без всякой автономии была присоединена к УССР.

Несколько иначе складывались в ХХ веке судьбы русинов Пряшевщины и Мараморощины. Наибольшим трагизмом отличается история русинов-лемков. На их памяти ужасы австрийских концлагерей в Первую мировую и насильственное выселение из родных мест после Второй мировой войны.

"Y": В чем особенность исторического развития русинов?

М.Д.: Небольшие фрагменты Карпатской Руси, может быть, и входили в Киевскую Русь, но в принципе русины развивались вне русской государственности. Выходцы из разных восточнославянских регионов пополняли население Карпатской Руси и непосредственно участвовали в этногенезе русинского народа. Однако специфическая центральноевропейская среда, соседство с другими этносами оставили глубокий отпечаток в русинской культуре.

Конечно, нельзя считать русинов русскими в современном смысле слова. Однако, в отличие от соседей – галичан, русины более отчетливо сохранили чувство принадлежности к той широкой общности, которую можно назвать Русью. И эта Русь не ограничивается Украиной. Вообще, русины толерантно и доброжелательно относятся ко всем соседям, но, кроме этого, они хорошо помнят о своем этническом родстве с другими восточными славянами и, естественно, с крупнейшим восточнославянским народом – русскими.

У русинской интеллигенции была идея создания Карпаторусской Советской Республики, однако партийное руководство СССР в 40-е годы не поддержало это предложение. К сожалению, сегодня Украина продолжает традицию советского периода по непризнанию этнонациональной самобытности русинов. На Украине на государственном уровне проводится политика украинизации тех граждан, которые считают себя русинами. Дело в том, что, с точки зрения украинских патриотов, "русины" – лишь старое название украинцев, а русин – то же самое, что и украинец. При этом они игнорируют тот факт, что это общий древнерусский этноним. Бросающиеся в глаза этнографические и языковые отличия русинов от украинцев также игнорируются. В 1996 г. кабмин Украины принял специальный "План мероприятий по разрешению проблем украинцев-русинов". Поэтому все чаще говорят об этноциде, а иногда и геноциде русинов, проживающих на Украине.

"Y": И чем грозит насильственная украинизация русинам?

М.Д.: Им грозит поглощение украинским народом. Русины с уважением относятся к украинской культуре, но для себя подчеркивают первостепенную важность сохранения родной русинской культуры, не желая растворяться в "плавильном котле", которым хотели бы видеть Украину многие современные политики этого государства.

В марте прошлого года Закарпатский облсовет признал русинов как национальность. Однако официальный Киев пока наотрез отказывается это сделать.

"Y": Насколько реально появление автономии русинов? Чего они вправе требовать?

М.Д.: Если говорить об автономии Закарпатья, это очень больная тема. Подкарпатские русины – последовательные автономисты. Подкарпатская Русь имела автономный статус в межвоенной Чехословакии. Вхождение в СССР нарушило развитие русинской государственности. На знаменитом референдуме 1 декабря 1991 г. жители Закарпатской области, кроме того, хотят ли они независимости Украины, отвечали еще и на вопрос, желают ли они видеть Закарпатье самоуправляемой территорией. 78% жителей высказалось за самоуправляемость края. Украинская власть признала тогдашнее решение граждан о независимости Украины, однако до сих пор игнорирует волеизъявление закарпатцев о придании этому региону более самостоятельного статуса. Но русинские организации не прекращают своей борьбы за автономию. Очередными шагами стали принятая 15 декабря прошлого года Декларация Сойма подкарпатских русинов и совсем свежая Подкарпаторусинская экономическая доктрина. Думаю, если требования русинов поддержит мировое сообщество, ситуация сможет сдвинуться с мертвой точки. Поэтому многие русины с надеждой смотрят на Евросоюз и Россию.

"Y":Кто возглавляет движение русинов за самоопределение?

М.Д.: Нынешнее русинское движение имеет ряд безусловных лидеров. На территории Закарпатья к таковым относится настоятель кафедрального Крестовоздвиженского собора Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в Ужгороде протоиерей Дмитрий Сидор, который является главой Сойма подкарпатских русинов. Он подчеркивает духовную и культурную близость русинов и России, выступая за теснейшее сотрудничество между нашими народами. Еще один заметный лидер – депутат Закарпатского облсовета Евгений Жупан, глава Народной рады русинов Закарпатья.

"Y": Судя по событиям на Украине, русинам, разбросанным по странам Европы, предстоит еще больше отдалиться от России?

М.Д.: Последние события на Украине позитивно оценивать сложно. Вообще, хотелось бы, чтобы восточные славяне теснее поддерживали контакты. Жаль, что те связи, которые существуют между нашими народами, восходящими к единому корню, так поспешно и необдуманно разрываются.

Теперь, что в этой связи касается русинов. Они традиционно имеют несколько векторов своих культурных симпатий. По происхождению и вероисповеданию они принадлежат к восточному славянству, но по менталитету, который сложился на протяжении столетий, русины – дети Центральной Европы. Именно в этом противоречии заключается сложность будущего Подкарпатской Руси.

"Y": И каким оно вам видится?

М.Д.: На мой взгляд, судьбу Подкарпатской Руси должны решать именно русины, родившиеся и постоянно проживающие в ней, а также другие коренные жители края. Русины, проживающие в других государствах, как и представители родственных или дружественных народов, могут им лишь советовать и, если понадобится, оказывать поддержку.

Поживем – увидим. У Закарпатья может быть много вариантов будущего. Не исключено, что русины хотя бы частично добьются своих прав в составе Украины. Однако если Киев так и не пойдет на диалог с русинскими организациями, я не исключаю самых непредсказуемых последствий.

"Y": Спасибо за беседу.

Выбор читателей