"ЕдРо" вербует президентов

Страстное желание единороссов затащить в партию если не обоих президентов сразу, то хотя бы одного из них, вряд ли исполнится




Ключевой вопрос и главная интрига IX съезда "Единой России", который состоится 14 - 15 апреля в Москве - кто встанет во главе "Единой России" и какой статус по отношению к партии будет закреплен за ныне действующим президентом Владимиром Путиным и избранным президентом Дмитрием Медведевым. Интерес к событию подогревается тем, что определенности в данном вопросе не наблюдается не только в самой партии, но и в Кремле.

Председатель Государственной думы и лидер правящей партии Борис Грызлов 7 апреля сообщил о том, что на предстоящем съезде единороссы предложат Владимиру Путину возглавить партию. Он также отметил, что если Путин примет такое предложение, то это будет идеальный вариант, когда лидер победившей на выборах партии становится главой правительства.

Что же касается членства в ЕР вновь избранного президента, то здесь Грызлов не был столь уверен. "Если говорить о президенте, то он одновременно верховный главнокомандующий, а по закону о партиях "военнослужащие не имеют права быть членами партии", - сказал спикер, отвечая на вопрос журналистов.

Однако уже сегодня позиция лидера "Единой России" неожиданно изменилась на сто восемьдесят градусов. "Мы всегда приглашали и будем приглашать Владимира Путина и Дмитрия Медведева в партию", - заявил Грызлов, заодно напомнив, что именно ЕР выдвинула победившего на президентских выборах Дмитрия Медведева кандидатом в президенты.

Очень похоже, что страстное желание единороссов затащить в партию если не обоих президентов сразу, то хотя бы одного из них, все же не будет реализовано. Стоит вспомнить, что "Единая Россия" уже предлагала Путину возглавить партию, причем не далее, как в канун думских выборов 2007 года. Тогда он ответил на это предложение вполне однозначно: "Я действительно, хотя и был одним из инициаторов создания "Единой России", но, как и подавляющее большинство граждан страны, являюсь беспартийным, и этот статус менять бы не хотел". И согласился возглавить избирательный список ЕР лишь в качестве беспартийного.

Собственная беспартийность для Путина не конъюнктурна, но принципиальна. На протяжении всех восьми лет его правления он позиционировал себя как президента всех россиян, и в 2000-м, и в 2004 г. шел на выборы как самовыдвиженец. Что же касается Дмитрия Медведева, то он был выдвинут кандидатом в президенты "Единой Россией" достаточно протокольно. Хотя бы потому, что выдвигался уже в статусе неформального кандидата от трех других партий, представляющих разные части политического спектра. И скорее всего, Медведев, как и Путин до него, предпочтет остаться народным, читай - беспартийным, президентом.

Необходимо понимать, что "Единую Россию" стоит рассматривать не как квинтэссенцию провластного большинства, а, скорее, как инструмент для его политической организации. Инструмент, которым власть может свободно пользоваться по своему усмотрению. Вплоть до возможной замены этого инструмента по пришествии того в негодность. Формализация статуса президента или премьера в ЕР так или иначе ограничивают их в возможности такого маневра (при необходимости), и принять на себя подобное ограничение добровольно они вряд ли решатся.

По логике вещей, руководство ЕР должно лучше чем кто бы то ни было понимать целесообразность сохранения хотя бы формальной беспартийности высшего руководства страны. Так что заявления Грызлова, призывающего в партию то Путина, то Медведева, то обоих сразу, звучат странновато. Если, конечно, не допустить мысли, что спикером движут не высокие политические мотивы, а извинительный инстинкт самосохранения. На протяжении всего существования "Единой России" главным политическим капиталом и гарантией статуса партии была фамилия Путин. Седьмого мая статус Владимира Путина изменится, упав как минимум на один пункт. Это неизменно повлечет за собой изменение и статуса партии. И только уйти в минус она может значительно глубже.

Выбор читателей