Россиян-должников ждет банкротство по закону

МЭРТ разработал законопроект, разрешающий суду признавать банкротами физических лиц. Сложная система мер спасет граждан от разорения, а банкам гарантирует возмещение убытков




Пока Агентство по ипотечному жилищному кредитованию борется с обусловленными выдачей ссуд рисками и тем самым усложняет жизнь потенциальным заемщикам, российские министры, напротив, пытаются защитить последних от разорения. Новый законопроект "О банкротстве физических лиц", подготовленный Минэкономразвития и вчера внесенный на рассмотрение правительства, предполагает беспрецедентную возможность - признание граждан банкротами.

Указанный статус присваивается россиянину, накопившему более 100 тыс. руб. долга, не гасившему его более полугода и доказавшему свое первоначальное намерение вернуть деньги банку. После этого злополучный заемщик может быть спокоен: кредиторы не смогут отобрать у него единственную квартиру в счет уплаты долгов. Причина столь специфической новации МЭРТ - в полной на данный момент беззащитности граждан перед заимодавцами и коллекторскими агентствами, которые занимаются возвратом долгов. В разъяснении разработчиков законопроекта говорится, что он "дает гражданам возможность разговаривать с кредиторами или коллекторами на более-менее равных позициях" и "сохранить активную социальную позицию".

Сотрудники министерства отмечают, что зачастую ответственность за просрочку по кредитам или неуплату долгов банкам не может быть возложена на заемщика, у которого, скажем, изменились жизненные обстоятельства. Человек, потерявший работу или сраженный тяжелым недугом, резко утрачивает платежеспособность, но до сих пор законодательство этот серьезный аспект игнорировало. Между тем страна уже несколько лет охвачена бумом потребительского кредитования, и параллельно объемам сегмента растет объем невозвращенных кредитов.

Закон "О банкротстве физических лиц", если он будет принят, позволит гражданам РФ выплачивать долг в рассрочку, растянув этот процесс на пять лет, то есть как бы провести реструктуризацию. При соблюдении упомянутых выше условий любой заемщик сможет обратиться в суд с инициативой возбуждения процедуры банкротства против себя самого. Инициаторами иска могут являться также кредиторы или налоговые органы. В том случае, если подсудимого не признают преднамеренным банкротом, в течение последующих трех месяцев предстоит разработать план реструктуризации долга, который должен получить одобрение суда и кредиторов.

Предусмотрена законопроектом и ситуация, в которой гражданин нарушит установленное расписание "рассроченного" погашения собственного долга: тут уж суд вправе принять решение о реализации имущества банкрота в счет долга. Но даже в таком случае с молотка не может пойти единственное жилье, земельный участок с жилыми помещениями, одежда, медикаменты и бытовая техника дешевле 30 тыс. рублей. После завершения процедуры банкротства требования кредиторов признаются погашенными, а гражданин освобождается от дальнейшего исполнения обязательств.

Спасение из долговой ямы имеет и изнаночную сторону: ставшее банкротом физическое лицо утратит право заниматься предпринимательской деятельностью и учреждать свою фирму с образованием юридического лица в течение года, а также на пять лет потеряет возможность брать кредиты в банках и, соответственно, повторно использовать предусмотренный законопроектом механизм. Малоимущим россиянам он и вовсе не по карману: разработчики документа признают, что судебные расходы в состоянии оплатить только средний класс.

Однако, по мнению сотрудников МЭРТ, их законотворческая инициатива будет полезна не только физическим лицам, но и банкам, которые обретут наконец гарантии справедливого удовлетворения требований за счет имущества должника. На сегодняшний день дела обстоят иначе: фактически преимущественное право на возврат долгов получает кредитор, первым обратившийся в суд.

Заместитель председателя "банковского" комитета Госдумы, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков рассказал "Московскому комсомольцу", что законопроект "О банкротстве физических лиц" поступит в нижнюю палату парламента в мае и будет рассмотрен до конца весенней сессии. По словам эксперта, у комитета имеется ряд вопросов к документу, в частности, об установлении общего для всех предела в 100 тыс. рублей. Для одних такая сумма действительно бывает непосильной ношей, но для других это сравнительно небольшие деньги, а возможности конкретного заемщика не учитываются.

Выбор читателей