Амбиции ЕР превышают ее возможности

ЕР пытается превратиться в "передовой отряд", способный возглавить масштабные преобразования в стране. Все это напоминает "ленинские принципы" формирования партии большевиков




Итоги проведенной "Единой Россией" в конце прошлой недели конференции "Приоритетные задачи партии на современном этапе развития страны" позволяют говорить о попытке превращения ЕР в партию "нового типа", в "передовой отряд", способный возглавить масштабные преобразования, намеченные в "Стратегии развития России до 2020 года". В организационном плане все это отчасти напоминает "ленинские принципы" формирования партии большевиков.

Первое, бросающееся в глаза, сходство касается вопроса о членстве в партии. Обсуждение этой темы велось в дискуссионных клубах ЕР, и на сегодняшний день выработано два прямо противоположных подхода. Члены клуба "4 ноября", считающегося либеральным крылом ЕР, выступают за "свободное членство", подразумевающее заявительный характер вступления в партию, вплоть до возможности сделать это с использованием Интернета.

В свою очередь, представители государственно-патриотического клуба "Единой России" считают, что каждый новый член должен доказать серьезность своих намерений, заручившись рекомендациями трех членов партии и пройти полугодовой испытательный срок, и что членство в партии должно носить не виртуальный, а реальный характер, то есть подкрепляться участием в партийной работе.

Напомним, что все это уже было век назад, когда на II съезде РСДРП между Мартовым и Лениным разгорелся спор по вопросу, кого можно считать членом партии. Ленин настаивал, что членом РСДРП может считаться только тот, кто работает в одной из партийных организаций, а его оппонент Мартов утверждал, что для членства достаточно признавать программу и устав и платить членские взносы. И хотя на съезде победила точка зрения Мартова, в конечном счете, в "партии нового типа" возобладал ленинский подход.

Сегодня, судя по заявлениям руководства ЕР, партия власти склонна принять ленинскую формулировку, и на то есть свои основания. Ни для кого не секрет, что, созданная в свое время как "партия элит", "Единая Россия" до недавнего времени стремилась любыми способами увеличить количество своих членов. Дело зачастую доходило до того, что партийные билеты оптом выписывались на членов трудовых коллективов. По словам руководителя ЦИК Андрея Воробьева, в ходе проверок среди двух миллионов членов "Единой России" уже выявлено около 110 тысяч виртуальных.

Другая проблема связана с чиновниками и представителями бизнеса, вступившими в партию, "чтобы обеспечить себе какие-то карьерные преференции". Теперь, судя по заявлениям руководства "Единой России", партия - во исполнение слов Владимира Путина, еще в ходе парламентской кампании говорившего о необходимости очистить партию от "случайных людей", - готова начать "партийную чистку", в результате которой партбилетов должны лишиться как "примазавшиеся карьеристы", так и "мертвые души".

По мнению некоторых экспертов, решение этой задачи напрямую связано с новыми стратегическими целями, поставленными перед ЕР руководством страны. Иными словами, если ранее "Единая Россия" играла роль "электоральной машины", площадки для согласования интересов элиты и канала политического влияния бизнеса, то теперь ей предложено заняться налаживанием обратной связи с обществом и превратиться в инструмент общественной мобилизации. Об этом во время конференции достаточно подробно говорил глава Администрации президента Сергей Нарышкин, посвятивший свое выступление разъяснению стратегических задач, которые предстоит решить в ходе реализации "Стратегии-2020".

Речь, как легко видеть, идет об изменении статуса ЕР. Если ранее ставка делалась на влиятельных членов, которым было позволено конвертировать свою электоральную привлекательность в нужные им решения, то сегодня "Единая Россия" претендует на роль "кузницы региональных кадров". Если раньше партия привлекала в свои ряды губернаторов и мэров, то теперь речь идет о создании "кадрового резерва" численностью 1000 человек, из состава которого партия будет кооптировать кандидатов на посты тех же губернаторов и мэров.

Судя по тому, что происходило на круглом столе, проведенном накануне конференции, затея с "кадровым резервом" нацелена, в том числе, и на ослабление губернаторов, которые, де-факто контролируя работу региональных отделений ЕР, являются главным препятствием на пути партийной модернизации. Более того, некоторые близкие к АП эксперты прямо говорят о том, что сегодня главной проблемой ЕР является "не сохранение ценных кадров", а выработка инструментов избавления от тех, кто, решив политические проблемы вчерашнего дня, сам превратился в "проблему", требующую разрешения.

В то же время, рассчитывая на повышение влияния партии и большую динамику внутрипартийной жизни, руководство "Единой России" почему-то делает вид, что чистка партийных рядов и открытие социальных лифтов не затронет высшее руководство ЕР и не потребует корректировки принципов функционирования ее центрального аппарата. Между тем, если речь действительно идет о коренной перестройке работы партии в соответствии с задачами "Стратегии-2002", "внутренняя партийная модернизация" не может ограничиться избавлением от "карьеристов" и мертвых душ". Или развитием внутрипартийной дискуссии, диалогом с экспертным сообществом в рамках Форума "Стратегия-2020", участием в проекте "Профессиональная команда страны" и созданием специального подразделения по работе с кадровым резервом, который будет плотно взаимодействовать с руководителями региональных организаций.

Некоторые кардинальные изменения - не обязательно кадровые - должны произойти и в высшем руководстве ЕР, которому предстоит показать, что оно способно на нечто большее, нежели бездумное следование указаниям Кремля. В частности, пока не понятно, каким образом "Единая Россия", очистившись от "лишних людей", будет наращивать численности партии. Путем объявления, как это делали большевики, "путинского призыва"? Но оснований рассчитывать на то, что Путин будет и дальше играть роль "паровоза" ЕР, пока нет.

Более того, тот факт, что лидер партии не присутствовал на конференции, посвященной обсуждению приоритетных задач партийного строительства, можно расценить как желание отпустить ЕР в свободное плавание. А вот готова ли она к этому - отдельный вопрос. Сделав заявку на партийную модернизацию и устранение последствий "перегибов" в кадровой политике, "Единой России" придется не только корректировать устав, но и напрягать свои креативные и организационные способности. Ведь, одно дело с энтузиазмом приветствовать перемены и говорить о неких "новых людях", которые "готовы подхватить инициативу", и совсем другое - проводить эти перемены в жизнь, искать и привлекать к партийной работе этих "новых людей".

Примечательным в этом плане стало выступление на конференции старого куратора ЕР, заместителя главы Администрации президента Владислава Суркова, который призвал единороссов не расслабляться в расчете на то, что "Путин с ними", а выборы через четыре года, и напомнил о том, что по Конституции в стране действует многопартийная система. При таком раскладе "гнить в административном заповеднике" опасно, поскольку это снижает конкурентоспособность ЕР в сравнении с другими партиями, наиболее перспективной среди которых, по словам Суркова, является "Справедливая Россия". То есть вопрос поставлен, как говорится, ребром: вы либо становитесь полноценной дееспособной партией, либо рискуете оказаться в оппозиции.

Сумеет ли ответить на эти вызовы "Единая Россия", креативных способностей которой пока хватает только на такие инициативы, как введение продуктовых талонов, пока не ясно. Власть в лице президента и премьера ждет от нее реального участия в решении проблем развития, в борьбе с коррупцией. И в этом смысле далеко не случайно именно глава АП Сергей Нарышкин говорил на конференции о стратегических целях, а его заместитель Владислав Сурков - о тактических задачах, которые придется решать "Единой России", если она действительно готова принять на себя обязанности идейного лидера и превратить свою бюрократическую структуру в дееспособную правящую партию.

Пока же, судя по зацикленности руководства ЕР на вопросах "партийной чистки" в региональных организациях, создается впечатление, что под модернизацией там понимается изменение кадровой политики и захват рычагов, определяющих карьерные перемещения государственных чиновников. Но решение первой из этих задач может легко выродиться в пустые формальности по образцу поздней КПСС, а второй - в формирование новой партийной номенклатуры, а значит, и новых форм партийной коррупции, хорошо известных по временам застоя. То есть еще не став "партией нового типа" ЕР уже рискует уподобиться все той же КПСС.

Выбор читателей