Питерцы толкают "Яблоко" в объятия внесистемщиков

На грядущем съезде "Яблока" питерцы попытаются сместить Явлинского, а затем объединить всех "несогласных". На пост главы партии претендует друг Каспарова и нацболов Максим Резник




На грядущем съезде "Яблока" питерцы попытаются сместить Явлинского, а затем объединить всех "несогласных". На пост главы партии претендует друг Каспарова и нацболов, лидер петербургского отделения "Яблока" Максим Резник. Однако намерения питерского филиала, по мнению наблюдателей, закончатся полным провалом: позиции Явлинского в настоящий момент достаточно сильны для того, чтобы противостоять попыткам "рейдерского захвата".

Резник уже озвучил свои "предвыборные" планы: в случае избрания главой партии он планирует выступить "за объединение российских демократических сил". Видение этого процесса претендентом на роль "главного яблочника" известно: Резник, считающийся неформальным лидером "радикального" крыла партии, активно сотрудничает с "несогласными", участвует в посиделках "внесистемной оппозиции" и поддерживает такие одиозные начинания, как Национальная ассамблея. То есть занимается тем, от чего "яблочное" руководство в лице Явлинского и Митрохина старается всячески дистанцироваться. Накануне апрельской сходки демоппозиции в Питере Митрохин даже высказался за то, чтобы Резник "там и остался".

Все эти "расхождения во взглядах с федеральным руководством партии", по мнению питерцев, должны стать предметом обсуждения на съезде: "Мы считаем, что основным нашим направлением должна стать демократизация внутрипартийной жизни "Яблока", а также создание организационных основ для объединения, возможно на базе "Яблока", всех демократических сил. Именно с этим я намереваюсь ехать в Москву", - пояснил Резник РИА "Новости".

Еще он предлагает ввести институт сопредседателей партии: данное предложение, по его словам, "ни в коем случае не направлено против нынешнего лидера партии Григория Явлинского". Однако последнему - в случае успеха озвученного Резником начинания - пришлось бы поделиться своими полномочиями, с чем Григорий Алексеевич, скорее всего, не согласится. В рамках реформирования партии питерцы также предлагают повышение роли Федерального совета и Бюро и создание некоего коллегиального консультативного органа - Совета фракций.

Раскол "Яблока" на радикальных и умеренных, по мнению политологов, наметился после думских выборов: набрав по официальным данным меньше 2% голосов, партийцы всерьез задумались о своем будущем. Питерцы считают, что выходом из ситуации может стать объединение всех несогласных с режимом, федеральное руководство "Яблока" выступает за более разборчивые связи.

Шансов возглавить партию у Резника нет именно потому, что его позиция "идет вразрез с базовыми ценностями и принципами "Яблока", утверждает Митрохин: "Для нас неприемлемо политическое сотрудничество с нацистами, сталинистами, теми, кто называет себя национал-большевиками, недопустимы сталинизм и возвращение к временам ельцинской олигархии". "Максим Львович предлагает блокироваться со всеми силами только для того, чтобы свалить действующий режим, но "Яблоко" никогда не придерживало идеологию "цель оправдывает средства", это, скорее, присуще большевикам", - поясняет зам Явлинского. И констатирует: открытое пренебрежение основными ценностями партии вряд ли встретит поддержку среди актива.

Озвученная Резником идея введения института сопредседателей также была встречена руководством партии в штыки, а пресс-секретарь "Яблока" Евгения Диллендорф пояснила, что за этой идеей стоит стремление "определенных сил развалить нашу партию, чтобы забрать себе ее куски и ее актив". На что, по сведениям партийцев, тратятся довольно большие средства.

Резник все обвинения в свой адрес отвергает: по его словам, петербургское "Яблоко" ни с нацистами, ни со сталинистами вовсе не блокируется, а все попытки навешивания соответствующих ярлыков предпринимаются "фан-клубом одного человека" для того, чтобы партия и далее консервировалась в прежнем виде. Тем не менее факт остается фактом: ни одно мероприятие "внесистемщиков" без Резника не обходится. Официальная позиция партии ему в этом смысле не указ – а потом руководству "Яблока" приходится оправдываться за сомнительные игры своих членов, объясняя, что участвовать "в личном качестве" в тех или иных безобразиях они никому запретить не могут.

До раскола партии дело на съезде не дойдет, уверен Митрохин: альтернативные выборы лишний раз определят, на чьей стороне правда, и каким будет курс "Яблока". Впрочем, насильно удерживать "внутрипартийных радикалов" в этой структуре после того, как они окажутся в меньшинстве, тоже никто не будет.

Выбор читателей