Демократы угрожают душевному здоровью нации

Пока одни демократы в сотый раз пытаются объединиться для борьбы с режимом, другие ровно в том же месте и составе объединяются для его поддержки. В итоге разношерстных демколонн становится все больше




Мизерные рейтинги российских демократических партий и многолетние разговоры о необходимости объединения в нечто хотя бы отдаленно напоминающее серьезную политическую силу почему-то приводят к обратному эффекту: разношерстных демколонн становится все больше. Причем пока одни демократы в сотый раз пытаются объединиться для борьбы с режимом (как, например, на недавней конференции либеральной оппозиции в Санкт-Петербурге), другие ровно в том же месте и составе объединяются для его поддержки.

Как известно, в Питере в начале апреля собирались многие небезызвестные деятели из СПС, ОГФ и местного "Яблока". Официально "Яблоко" от этой идеи открестилось, а своих товарищей осудило. Привыкший к такому отношению коллег лидер правых Никита Белых, нимало не смутившись, озвучил тогда поражающую новизной мысль: "если мы не объединимся, то к власти не придем никогда". Демократам необходимо заключить перемирие на ближайшее время, отказаться от критики и негативных высказываний в адрес друг друга и определиться по вопросам отношения к власти, участия в выборах и совместной работы, взывал Белых. Зачем все это нужно, так и осталось неясным, поскольку свою пламенную речь лидер СПС уныло резюмировал утверждением о том, что на сегодняшний день особых перспектив демократической оппозиции захватить власть он лично не видит.

"Главный объединитель" демократов Немцов, сорвавший не одно объединение, выразил там же скромную надежду на то, что когда-нибудь оно все же состоится. Например, осенью. Причем требуется для этого всего ничего: платформа для демократических сил и оргкомитет "настоящего конгресса по объединению демократических партий и движений". Лидер ОГФ Каспаров ругал политическую монополию ЕР, но тоже особых иллюзий не строил: по его мнению, демократы должны бороться не за победу на выборах, а за их честность и демократичность.

Хотя толку от мероприятия не было никакого, все вышеназванные в очередной раз отметились как видные борцы с властью. Вчера пресс-секретарь СПС Лилия Дубовая сообщила о том, что партия продолжит сотрудничество с участниками апрельской конференции (на принятие этого судьбоносного решения федеральному политсовету СПС потребовался почти месяц).

Однако объединяться правым, каспаровцам и части "яблочников" помешают их собственные однопартийцы и товарищи. На днях стало известно о возникновении в Петербурге нового движения "Гражданское общество – новые либералы", куда вошли бывшие члены все тех же СПС, "Яблока" и ОГФ. Еще там, правда, отметились люди из прокремлевской "Гражданской силы". Член оргкомитета движения (одна из создательниц ОГФ) Светлана Беляева объявила задачей "новых либералов" "создание крупной политической структуры" (незатейливо определив ее суть как "свой офис, куда сможет обратиться каждый, разделяющий либеральные взгляды"). Если все пойдет "как задумано", филиалы этой "крупной политической структуры" вслед за Питером появятся по всей стране.

Представитель инициативной группы по созданию этой организации, один из лидеров "Гражданской силы" в Санкт-Петербурге Аркадий Чаплыгин более внятно прояснил смысл сего масштабного мероприятия: оно станет "самостоятельной, крупной политической силой, которая сможет продолжить курс избранного в этом году президента – либерала Дмитрия Медведева". В то же время, новые либералы – за переход к парламентской республике, за подконтрольное Думе, а не президенту правительство и за воссоздание мажоритарных округов на выборах в Госдуму. Как водится, очередные претенденты на звание главной демсилы страны тоже намерены объединить "либералов Петербурга, а затем и России".

Все эти процессы наглядно иллюстрируют истинное положение дел внутри так называемого демократического лагеря. Исчерпавшие себя партии и их отдельные представители отчаянно ищут для себя хоть какую-то политическую нишу, а тот факт, что эти ниши находятся по разные стороны баррикад, уже никого не смущает. Новые провластные конструкции создаются в противовес прежним, оппозиционным в надежде на то, что рано или поздно кремлевские модераторы всерьез займутся "либеральной поляной" и, возможно, обратят взор на имеющиеся предложения. Однако если в обозримом будущем этого не произойдет, "продавцы" окажутся в довольно нелепом положении. Критика и обвинения в предательстве со стороны недавних товарищей им обеспечена, а вот благодарность со стороны власти – вряд ли.

В результате и без того сильно расшатанные ряды российских либералов и иже с ними начнут смахивать уже даже не на пресловутое "многоколоние", с которым много лет безуспешно боролся Немцов, а на день открытых дверей в психиатрической лечебнице. Потенциальному избирателю разобраться в том, с кем ему в лес, а с кем – по дрова, окажется вообще немыслимо. Спрашивается, как относиться к тому же СПС, одни члены которого гуляют в Питере на деньги беглых олигархов, а другие – создают группу поддержки избранного президента. То же касается и ОГФ. Вряд ли и немногочисленным поклонникам "Гражданской силы" понятно, зачем создавать еще одну (вроде бы и первая особыми успехами не блещет).

Утешает лишь одно: все это "нерегулируемое размножение" демократов, происходящее исключительно из любви к процессу, изначально не имеет к избирателю никакого отношения, он в этой цепочке явно лишний. А впоследствии, чтобы не пострадать в "демократической давке", нужно просто держаться от нее подальше.

Выбор читателей