Вечный бой Немцова

Очередные проигранные думские выборы для "правых" остались в прошлом. Впереди – столь же малообещающая президентская кампания с теми же лидерами


ФОТО: AP



На съезде СПС в понедельник решались судьбоносные для партии вопросы: кто виноват и что делать. Еще накануне Никита Белых широко анонсировал свою отставку, да и вчера признал: "вся полнота ответственности" за провал 2 декабря лежит на партийных вождях и, в частности, на нем. Делегаты съезда практически единодушно (при одном голосе "против") согласились с неудовлетворительной оценкой проведенной избирательной кампании: за СПС, напомним, проголосовали менее 700 тысяч избирателей (0,96% голосов). Следом за Белых сложил полномочия и весь федеральный политсовет партии, которая, как завещал ее предводитель, "должна пройти серьезное обновление". Белых попытался донести до товарищей ту мысль, что к руководству в СПС должны прийти лидеры региональных партячеек.

Однако последним, видимо, придется подождать. По окончании съезда стало ясно, что громкий уход не состоится: Анатолий Чубайс лично уговаривал Белых со товарищи остаться на занимаемых постах, ссылаясь на то, что "категорически не время" менять коней на переправе. Делегаты вняли увещеваниям Анатолия Борисовича и выдали нынешнему руководству "правых" кредит доверия еще на два года. Таким образом, и Белых, и его зам Леонид Гозман свои должности сохранили. Правда, в переизбранном составе политсовета не оказалось автора "левого поворота" СПС Антона Бакова (в остальном все подавшие в отставку – Немцов, Чубайс, Мария Гайдар, Виктор Некрутенко и другие – остались на своих местах).

По одной из версий, именно левопопулистская риторика "правых" вызвала особое раздражение Кремля. Покусившись на чужой электорат, СПС при этом запоздало намекнул власти, что игры в лояльность закончились. Результат этих экзерсисов был плачевным: ни избиратели, ни "заклятые друзья" из "Яблока" (ранее неоднократно требовавшие определенности в отношении к "преступному режиму") "правым" не поверили, зато Кремль объявил их "партией олигархического реванша" и чуть ли не врагами народа №1.

Скатывание в чуждую идеологическую плоскость критиковали ранее даже основатели СПС – в частности, президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин. По его словам, поражение партии на выборах связано именно с отказом от жестко-прагматической либеральной позиции и обращению к популизму. В результате СПС, по мнению Томчина, стал "то ли "Яблоком" второго сорта, то ли коммунистами второго сорта". Помимо отступления от либеральных принципов Томчин также подверг критике увлечение внесистемной борьбой с властью: "жесткая уличная оппозиция, жесткая оппозиция в парламенте нужна любой стране. Но партия людей успеха не может быть в жесткой оппозиции. А мы с вами всегда позиционируем себя как партия успешных людей. И, когда мы потеряли этот электорат, у нас другого не осталось, быстро набрать популистский электорат нельзя". Теперь у партии единственный выход: "видимо, придется на полгода - год вернуться в либеральные клубы по регионам, начать по крохам: собирать людей – и молодых, и старых, людей идеологии Союза правых сил 1999 года".

У Белых свое обоснование причин проигрыша: не считая "массовых фальсификаций", это еще и "запоздалость в принятии оппозиционной стратегии", и пресловутая "многоколонность". Ошибка партии и его лично заключалась в том, что СПС "не смог выдвинуть единую демократическую силу", пояснил Белых. Все перечисленные тезисы звучат спорно: например, по оценкам Чубайса, реальный рейтинг партии – 1 - 2%, и "обольщаться на сей счет не стоит". Что до объединения – крест на этом процессе был поставлен во многом по вине самих "эспээсовцев", долгое время пытавшихся усидеть на двух стульях и вызывавших тем самым неприятие возможных союзников. Под конец Белых "определился" и заговорил о том, что нет в России сил более антипутинских, чем "правые". Однако тому же "Яблоку" "истерическая свежеиспеченная оппозиционность" коллег по демлагерю показалась неубедительной. Зампред "Яблока" Сергей Митрохин вообще сравнил разборки СПС с Кремлем с семейной ссорой и не исключил того, что рано или поздно состоится примирение, а соратники правых снова окажутся не у дел. Кроме того, по мнению ряда наблюдателей, выступать с критикой наиболее популярного в стране политика, не имея в собственном арсенале ничего подобного, изначально было крайне непредусмотрительно. В общем, и тут правые крупно просчитались.

Однако вчерашние заявления Чубайса дают основание предположить, что Митрохин был прав. Реплика Анатолия Борисовича о том, что "мы полностью одобряем Владимира Владимировича Путина, но партию его ненавидим", показалась до боли знакомой. Правда, выставлять счета за плагиат другой "ненавистник" "Единой России" – лидер СР Сергей Миронов – вряд ли станет: его партия не мытьем, так катаньем, в Думу прошла, и делить с аутсайдерами Сергею Михайловичу нечего. Миронов вот, при всей комичности избирательной кампании своей партии, до последнего гнул одну и ту же линию: "мы любим президента, хоть кол нам на голове теши". Что до СПС – у них все происходит с каким-то фатальным запозданием: и "ненависть" к Путину пришла тогда, когда союзникам это уже было не нужно, и приступ любви случился так же неуместно, без всяких шансов получить с этого хоть какие-то дивиденды.

Что примечательно: в то время как Белых продолжает настаивать на том, что объединение демократических сил – "лучший вариант объединения усилий", съезд вопрос о создании объединенной демократической партии на основе СПС в повестку не включил. "За" высказались лишь 25 делегатов из 129.

Зато вчера удалось решить другой важный вопрос: выдвижение Немцова кандидатом в президенты от СПС. Голосование было безальтернативным – проще говоря, иных желающих в рамках партии не сыскалось. О том, кто станет единым кандидатом на президентских выборах от оппозиции, пока говорить рано: переговоры будут идти со всеми единомышленниками. Пока что, как известно, Явлинский выразил желание поддержать Буковского, его примеру может последовать и Немцов. Выдвижение которого, кстати, съезд поддержал не единогласно. Маша Гайдар вообще намекнула на то, что СПС лучше бы воздержаться от выдвижения собственного кандидата: если у партии есть финансовые и организационные средства, то "их лучше употребить на другие цели, поскольку партия в долгах". Кроме того, отметила юная демократка, "Борис Немцов только что прошел через выборы в Госдуму. С соответствующим результатом. Хотим мы того или нет, но результат, полученный нами на выборах, у людей ассоциируется с Борисом Немцовым. Трудно поверить, что на таком спаде можно выиграть. Касьянов еще не показал, что он проиграл".

Зачем Немцов идет на выборы - большой вопрос. Сам он объясняет: чтобы предложить избирателям альтернативу и не дать своим сторонникам "почувствовать себя брошенными". Однако наблюдатели сомневаются в том, что ему удастся собрать в сжатые сроки 2 млн подписей избирателей в свою поддержку (такого количества сторонников, судя по официальным результатам 2 декабря, у СПС нет и в помине). Скептик Чубайс также призвал партию "абсолютно реально оценивать свои шансы и не рассчитывать на многое". Попутно Анатолий Борисович, кстати, развеял еще один миф об оппозиционности СПС, заявив о том, что из всех кандидатов власти Медведев наилучший, "но у нас другая партия".

Выдвижение Немцова носит пиар-характер, так как у него нет ни малейших шансов не то, чтобы победить, а набрать хотя бы 5%, считает политолог Александр Прудник. По его словам, "человек, высказывающий предположения о победе Бориса Немцова, – кандидат в клинику", однако рациональный смысл выбрать роль "мальчика для битья" и представить себя на публичное унижение все-таки есть. "В России после сокрушительного поражения либерального фланга начался процесс формирования нового либерального политического проекта. Все те политики, которые сейчас выпадут из политических событий, потеряют шансы быть участниками нового политического проекта. Борис Немцов должен участвовать и участвует в предвыборной гонке, чтобы продемонстрировать свои политические амбиции и готовность показать свою способность вести борьбу в безнадежной ситуации. Тем самым он предлагает себя в качестве одного из лидеров будущего либерального движения", – предполагает эксперт.

Если у СПС во время президентских выборов будут такие же невнятные лозунги, как во время думской кампании, Немцову светит максимум 2%, убежден директор центра социально-экономической экспертизы Андрей Дахин.

Депутат Госдумы РФ Александр Курдюмов в интервью ИА "Росбалт-Приволжье", в свою очередь, припомнил Немцову все его былые достижения. Именно Немцов, по его словам, лишил Нижегородскую область метро и дешевой энергетики: "В свое время коммунисты предвидели автомобильный коллапс и высказывались за необходимость строительства метромоста через Оку, Немцов же инициировал проведение пикета против вырубки деревьев на площади Горького, в районе будущей станции метро. В его время недостроенная атомная электростанция превратилась в развалины. Немцов – это враг России и Нижегородской области в частности. Любой его приход во власть и в любое место будет означать коллапс. Немцов – это человек-популизм".

Выбор читателей