В РФ возрождается "региональная фронда"

Общее "оживление политической жизни" в республиках следует рассматривать в контексте клановой борьбы, обострившейся на фоне ожидания шагов новой власти




Президент Башкирии Муртаза Рахимов 22 июня отстранил от должности руководителя своей администрации Радия Хабирова "на период проведения проверки достоверности и полноты сведений, представленных им в декларации о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности". Решение это вполне можно было бы рассматривать как проявление "борьбы с коррупцией" или объяснить административной игрой в целях наведения порядка в региональной власти, если бы не одно "но".

Сама по себе отставка Хабирова носила вполне ожидаемый характер и была связана с его переходом на работу в Москву, где он должен был занять должность первого заместителя начальника управления президента РФ по внутренней политике. И вдруг такой скандал: продвигаемый Кремлем управленец попадает под административное расследование, до окончания которого ни о каком кадровом росте не может быть и речи. С другой стороны, безотносительно того, насколько обоснована затея с проверкой достоверности декларации Хабирова, такая "игра мускулами" была практически всеми воспринята как демарш, адресованный Федеральному центру.

При этом отстранение Хабирова оказалось хорошо вписано в общее "оживление политической жизни", начавшееся не только в Башкирии, но и в Татарстане сразу же после президентских выборов. По мнению некоторых экспертов, это "оживление" следует рассматривать в контексте клановой борьбы, обострившейся на фоне ожидания шагов новой власти, которая планирует то ли сменить лидеров национальных республик, то ли заняться перестройкой структуры их управления.

В рамках первой версии анализируются взаимоотношения президентов Татарстана и Башкирии с республиканскими элитами. В рамках второй - более серьезные интриги, предполагающие реанимацию "региональной фронды", громко заявившую о себе в конце 1990-х и практически умиротворенную за годы президентства Путина. Картину дополняют комментарии экспертов, увязывающих давление на Шаймиева и Рахимова и их ответные действия с "большой игрой" вокруг нефтяных комплексов республик.

Сегодня уже мало кто вспоминает о том, что слухи о "зачистке" республиканских лидеров сразу после завершения большого избирательного цикла 2007 - 2008 гг. стали циркулировать в СМИ еще в начале прошлого года. Но тогда давление на региональных лидеров выглядело как часть предвыборной интриги. Тогда, на фоне непростой парламентской кампании, лидер "Справедливой России", пытаясь заручиться поддержкой глав регионов, даже шантажировал их "грядущей расплатой" за административную поддержку "Единой России".

А еще раньше, в феврале 2007 г., на фоне пробуксовки утверждения договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Республикой Татарстан, начались разговоры о возможной отставке Шаймиева. В СМИ был сформирован список его "преемников", где наряду с представителями местных элит фигурировали и политики федерального уровня: полпред президента на Дальнем Востоке Камиль Исхаков, ранее занимавший пост мэра Казани, и глава МВД России Рашид Нургалиев.

Аналогичная интрига развивалась в Башкирии, где сразу после избрания Медведева от слов перешли к делу. Вместо ушедшего в Совет Федерации Рафаэля Байдавлетова на должность премьера был назначен Равиль Сарбаев, ранее занимавший пост министра имущественных отношений. В республике эту "рокировочку" восприняли как подтверждение старых слухов об уходе Рахимова: Сарбаева сразу стали называть "преемником", "кандидатом клана Рахимовых" и "человеком сына президента, Урала Рахимова". Некоторые эксперты выразили уверенность, что вопрос "бархатной" передачи власти от Рахимова Сарбаеву согласован с Москвой, но, судя по комментариям некоторых башкирских политиков, такой поворот событий не устраивал часть местной элиты.

Выразителем ее настроений был "назначен" глава Администрации президента Башкирии Радий Хабиров, который, если верить СМИ, был чуть ли не единственным политиком, позволявшим себе конфликтовать с Рахимовым-младшим. В этом контексте приглашение Хабирова в Кремль выглядело вполне вписанным в сценарий передачи полномочий Сарбаеву и "развязывало руки" сыну президента. Тем не менее известие о повышении Хабирова было интерпретировано многими как маневр, предшествующий его назначению главой Башкирии.

На фоне кадровых интриг в своей и соседней республике президент Татарстана вдруг озаботился проблемой эффективности полпредств. Через неделю после инаугурации Медведева Шаймиев предложил "сократить территориальные органы власти на местах", а институт полпредов заменить компактным управлением при президенте или премьере. Штат нового органа Шаймиев предложил укомплектовать перспективными представителями регионов, которые бы составили "проверенный кадровый резерв высокого уровня".

А в начале июня в Казань приехал новый полпред в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота. Визит носил подчеркнуто деловой характер: общение полпреда с Шаймиевым, проходившее в закрытом режиме, продолжалось несколько часов вместо запланированных 30 минут, а совместная пресс-конференция была отменена. Этот, в общем, вполне невинный сюжет породил вполне обоснованные рассуждения о глубоком конфликте между президентом Татарстана и федеральным центром, спровоцированном разными представлениями о том, кому и как будет проходить передача власти в республике.

На этот счет всегда существовали разные сценарии, но после визита Рапоты в центре внимания СМИ оказались именно конфликтные версии. Согласно одной из них, Медведев остался недоволен кандидатурой "преемника". По другой, Москва вообще решила упразднить посты президентов национальных республик, с тем чтобы в стране остался один президент, в подчинении которого находятся главы регионов. Заметим, что и в этой идее не было ничего принципиально нового: в прессе и ранее обсуждались сценарии, предусматривающие передачу властных полномочий премьерам национальных республик и почетные должности для их бывших президентов.

Тем не менее ровно через десять дней после общения с полпредом Шаймиев выступил с новыми резонансными заявлениями. На этот раз президент Татарстана призвал вернуться к выборам глав регионов. Кроме того, он раскритиковал закон, согласно которому президент имеет право распускать "избранные народом" региональные парламенты, если те в установленный срок не одобрят предложенную им кандидатуру главы региона. Третий удар был направлен против введения в школах обязательного предмета "основы православной культуры", что, по мнению Шаймиева, противоречит "конституционному праву на свободу вероисповедания".

Этот "бунт на корабле" был поддержан Шаймиевым, который сначала поддержал идею реанимации выборов глав регионов, а потом, заблокировав кадровое решение Москвы, продемонстрировал ей, кто является настоящим хозяином Башкирии. В целом же получается, что при всех стилистических различиях Шаймиев предпочитает поднимать проблемы, а Рахимов выстраивать интриги, используя свои полномочия – оба президента ведут общую игру против федерального центра, к которой при известных обстоятельствах могут присоединиться и другие лидеры национальных республик, а также неуверенные в прочности своего положения губернаторы.

А там, как это справедливо отмечают некоторые наблюдатели, недалеко и до реанимации "региональной фронды".

Выбор читателей