Остановка по требованию отменена

Требование заказчика больше не является уважительной причиной для задержки чартерных рейсов. По данным Росавиации, таким образом авиакомпании перекладывают вину на туроператоров даже тогда, когда сами виноваты




У российских авиационных властей в последние годы сложилась добрая традиция: каждый раз в начале высокого туристического сезона - в летний период отпусков и период зимних каникул - они берутся наводить порядок в чартерных программах. Обещают сделать чартеры едва ли не более пунктуальными, чем регулярные рейсы, а нерадивым перевозчикам грозят жесткими санкциями, вплоть до отлучения от неба. Правда, реальных отлучений пока не случилось, в лучшем случае дело ограничивается вынесением строгого выговора и предупреждения, а злостные нарушители порядка как летали, так и летают. И до идеала чартерным перевозкам еще весьма далеко.

Но справедливости ради стоит отметить, что ситуация в целом слегка улучшилась, и вопиющих случаев задержки рейсов стало гораздо меньше. Авиачиновники, между тем, не оставляют надежды и вовсе избавиться от подобных инцидентов. На этой неделе Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) "порадовало" авиакомпании телеграммой от имени руководителя ведомства Евгения Бачурина, согласно которой так называемое "требование заказчика" отныне не считается уважительной причиной для задержки рейсов. "С 23 июня в качестве объяснения причины задержки международных чартерных пассажирских рейсов не принимается формулировка "задержка по требованию заказчика", - говорится в этой депеше. Глава Росавиации в очередной раз напомнил руководителям авиапредприятий, выполняющих доставку российских граждан к местам отдыха, о необходимости строго придерживаться графиков выполнения чартерных рейсов, представленных к согласованию в его ведомство. Помимо перевозчиков, телеграмму получили также руководители территориальных окружных управлений воздушного транспорта Росавиации и Центральный пункт диспетчерского управления "Аэротранс".

По данным федерального агентства, в последнее время формулировка "по требованию заказчика" стала использоваться слишком часто. Тем самым авиакомпании фактически перекладывают вину за задержку вылета на туроператоров. При этом, как показало проведенное Росавиацией расследование, реальные причины в ряде случаев крылись в технических недоработках и отсутствии необходимого резервирования судов. Напомним, именно наличие резервного борта является одним из основных условий для получения разрешения авиационных властей на выполнение чартерных рейсов. В Росавиации полагают, что практика "задержки по требованию заказчика" наносит прямой ущерб пассажирам чартерных рейсов - как материальный, так и моральный.

Впрочем, гораздо более ощутимый материальный ущерб пассажирам наносит постоянный рост цен на авиационный керосин, который влечет за собой соответствующее повышение расценок на билеты и турпакеты. По сведениям вице-президента Ассоциации туроператоров России Владимира Канторовича, в этом году туристические путевки подорожали на 20% - 25%, и в первую очередь именно благодаря увеличению топливных сборов. Ведь авиаперевозка, как правило, составляет самую весомую долю в стоимости турпакета. Пока увеличение доходов россиян опережает повышение цен на топливо, и последнее обстоятельство не особо сказывается на темпах роста туристического рынка. По прогнозам Ростуризма, в этом году он должен прибавить порядка 25%. Но даже обеспеченных россиян не радует практика доплаты за уже оплаченный тур в случае очередного скачка топливных цен.

При этом, по мнению Генпрокуратуры, зачастую авиаперевозчики и туроператоры, работающие на популярных туристических направлениях, используют рост тарифов на авиакеросин как повод для опережающего повышения цен на свои услуги. С данными подозрениями ведомство обратилось в Федеральную антимонопольную службу, которая начала расследование по этому вопросу. Сами участники рынка дружно уверяют, что рост цен на их услуги даже не компенсирует потери от увеличения топливных цен. В Росавиации согласны с тем, что авиакомпании и туроператоры заинтересованы, скорее, в снижении цен на билеты и туры, а не наоборот. Ранее ФАС по собственной инициативе возбудила дело по факту завышения топливных цен в московских аэропортах.

Между тем, галопирующее повышение цен на авиационный керосин заставляет авиакомпании искать иные способы "подкормки" своих самолетов. Первыми внедрять новые технологии как всегда пытаются японцы. В этом году лайнеры японской авиакомпании "Джал" должны выполнить несколько рейсов с использованием биотоплива, изготовленного из непищевых видов водорослей. Экспериментировать планируется на самолете Boeing 747-300. Предполагается, что один из его двигателей будет работать на смеси биотоплива с обычным топливом, а остальные три - в обычном режиме. Не известно, как нововведение отразится на себестоимости перевозки, но в любом случае пока это всего лишь эксперимент, и ожидать масштабного внедрения биотехнологий в авиацию в ближайшее время все-таки не приходится.

Выбор читателей