Бардак с чартерами повторится в мае

Туристам с пугающей регулярностью приходится сталкиваться с многочасовыми задержками в аэропортах и хамством со стороны представителей авиакомпаний. Минтранс пытается решать проблему, но пока безуспешно




В последние годы заграничные турпоездки соотечественников, которым "посчастливилось" добираться до места отдыха чартерным рейсом, все чаще превращаются в испытание на прочность. Туристам с пугающей регулярностью приходится сталкиваться с многочасовыми задержками в аэропортах и хамством со стороны представителей авиакомпаний.

Поистине рекордными по степени разгильдяйства чартерных перевозчиков стали новогодние праздники, когда, по оценке ряда независимых источников, не смогли вовремя улететь на отдых и вернуться более 30 тыс. человек. Это привело к тому, что 25% туроператоров понесли серьезные убытки, 63% компаний пострадали в меньшей степени, и лишь у 12% туроператоров такой проблемы не возникло вообще.

На сей раз проблема получила на редкость мощный резонанс – ею заинтересовалась Общественная палата (неужто кто-то из ее членов "завис" на праздники в аэропорту вместе с простыми смертными?) и даже Евросоюз. Который в январе сего года направил в адрес руководства Ространснадзора и Росавиации перечень авиакомпаний РФ, получивших в ходе проверок в течение 2004 - 2006 гг. наибольшее количество замечаний. Обе российские организации оперативно отреагировали на них чисто по-российски: "во избежание нанесения значительного ущерба Российской Федерации как одной из ведущих авиационных держав, а также в целях повышения безопасности полетов" с 12 февраля 2007 г. и вплоть до урегулирования полученных замечаний девять отечественным авиакомпаниям было запрещено выполнение чартерных и разовых полетов в страны Евросоюза.

Однако в этот список не попали злостные нарушители, вызвавшие в этом году большинство нареканий со стороны пассажиров, "зависших" их милостью в неевропейских аэропортах, как "ВИМ-Авиа", S7 Airlines ("Сибирь"), "Красноярские авиалинии" ("Красэйр"), "Башкортостан" и ряд других. И это понятно. Одно дело – реагировать на жалобы собственных граждан, другое – на замечания Евросоюза.

Правда, Минтранс все же нашел "стрелочников". Действие лицензии на перевозку пассажиров авиакомпаний "Башкирские авиалинии" и "Томь-авиа" было приостановлено. Однако "главные герои" в лице "ВИМ-Авиа", "Сибири" и "Красэйр" отделались легким испугом, поскольку "вовремя устранили все недостатки". Хотя, если вспомнить прошлые годы, они уже тогда нередко мелькали в списке нарушителей.

Как же все-таки решить проблему? По мнению ряда экспертов – только ужесточением санкций за задержку, перенос или отмену рейса. На сегодняшний день, согласно действующему Воздушному кодексу, ответственность авиакомпании ограничивается всего 25 (двадцатью пятью) рублями за каждый час простоя! Между тем европейские стандарты предусматривают денежную компенсацию для каждого пассажира в размере 250 - 600 евро за каждый час задержки. Кроме того, если пассажирам придется ждать более двух часов, авиакомпания обязана обеспечить им бесплатную еду и напитки, а если необходимо – и номер в отеле. В случае задержки более пяти часов авиаперевозчик обязан либо компенсировать стоимость билета и выплатить штраф, либо бесплатно доставить клиента к месту назначения самолетами другой авиакомпании. Таких мер, наверное, будет вполне достаточно, чтобы отечественные перевозчики начали следить за расписанием и не задерживали рейсы.

Но Минтранс предлагает им куда более мягкие условия. Согласно новым федеральным авиационным правилам, которые вступят в силу до конца 2007 г., в случае задержки рейса пассажирам с детьми в возрасте до 12 лет должна быть предоставлена комната матери и ребенка. При ожидании вылета рейса от двух часов все пассажиры должны быть обеспечены прохладительными напитками. При ожидании вылета рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время пассажиры должны быть обеспечены горячим питанием. Если вылет откладывается более чем на восемь часов в дневное время и более чем на шесть часов в ночное, то пассажиры должны быть размещены в гостинице. Но штрафы за задержку рейсов предполагается использовать значительно меньшие, чем у западных авиакомпаний, поскольку они могут "разорить отечественных авиаперевозчиков". А это значит, что на майские праздники опять следует ожидать бардака, какой мы имели возможность наблюдать на новогодние каникулы.

Выбор читателей