Игра в игорный бизнес продолжается

Проблема создания четырех игорных зон рискует превратиться в масштабную "стройку века": владельцы казино и игровых автоматов не готовы начать работу в новых условиях и на новом месте




Государственная дума готовится рассмотреть законопроект о переносе срока открытия в России четырех игорных зон с 1 июля 2009 г. на 1 июля 2012 года. Инициатива исходит от депутата-единоросса, но ранее об этом уже ходатайствовали региональные ассоциации игорного бизнеса. Выяснилось, что владельцы казино и игровых автоматов не готовы начать работу в новых условиях и на новом месте.

Напомним, создание упомянутых зон предусмотрено соответствующим законом, подписанным в 2006 г. Владимиром Путиным. Минфин подготовил распоряжения правительства пока только по трем зонам из предусмотренных четырех. Их границы очерчены, названия утверждены. Предаться азарту можно будет в специальных комплексах "Азов-сити" на границе Ростовской области и Краснодарского края, "Янтарная" в Калининградской области и "Сибирская монета" на территории Алтайского края. Еще одна игровая зона могла возникнуть на острове Русский в Приморском крае после проведения там саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 2012 году. Но правительство решило использовать остающуюся после саммита инфраструктуру для создания Дальневосточного федерального университета, а под игровую зону вновь придется искать место.

Самым дорогим проектом оказался "Азов-сити", самым дешевым - приморский. Всего же стоимость проектов строительства игорных зон составила 727,5 млрд руб., что вдвое превысило первоначальные оценки стоимости проведения Олимпиады-2014 в Сочи. Впрочем, федеральный бюджет должен выделить на инфраструктуру всего 101 млрд руб., остальную сумму соберут сами регионы и инвесторы.

Многим экспертам проект создания в России особых зон для игорного бизнеса с самого начала показался фантастическим. Лоббисты законопроекта утверждали, что в течение года игорные заведения будут посещать около 9,5 миллиона россиян, а общая доходность этого бизнеса составит 314 млрд рублей. Скептики в ответ замечали, что опросы свидетельствуют о готовности посетить отечественные "лас-вегасы" только 2% из 3,5 млн играющих. К тому же легальный игорный бизнес в РФ, по мнению специалистов, приносит ежегодно около $6 миллиардов. Цифра эта значительно меньше той, на какую рассчитывают чиновники.

Инициатива Путина подвисла в воздухе. Уже весной 2008 г. выяснилось, что в перспективных документах Минфина финансирование игорных зон не предусмотрено, а инвесторы не спешат проявлять активность. Федеральные ведомства, региональные власти и бизнес-сообщество задумались о поисках путей выхода из неловкого положения.

Похоже, правительство не видит лучшего способа избежать конфуза в случае провала грандиозного инвестиционного проекта по созданию "зон азарта", чем воспользоваться многочисленными жалобами операторов игорного бизнеса и отсрочить работы. До сих пор на территории, выделенной под казино и залы игровых автоматов, нет надлежащей инфраструктуры, не сформированы органы управления игорными зонами, нет ясности с перечнем организаторов азартных игр, не определены принципы налогообложения. По расчетам администрации Приморского края, игорная зона там не может быть создана ранее 2011 года. Краснодарский край все еще занят поисками генерального инвестора, Ростовская область готова принимать капвложения от любых инвесторов. С учетом оставшегося до 1 июля 2009 г. времени их призывы к деловым кругам регионов звучат как глас вопиющего в пустыне.

И вот теперь Алексей Попов, член думской фракции "Единой России", вносит законодательную инициативу, предусматривающую трехлетнюю отсрочку для открытия игорных зон. За этот срок, уверен единоросс, можно будет построить все, что необходимо для их функционирования. Более того, парламентарий считает, что можно было бы наделить правительство РФ полномочиями по созданию игорных зон на территории иных субъектов федерации, но в исключительном порядке и по мотивированной просьбе руководства региона. Например, наличие отлаженной и хорошо контролируемой системы игорных заведений, приносящей существенные доходы в региональный бюджет, может стать достаточным основанием для правительства, чтобы сохранить данную игорную зону. Иными словами, исключений из правил может стать так много, что сами правила потеряют всякое значение: ведь ходатайствовать о включении в перечень субъектов федерации, на территории которых возможно открытие игорной зоны, может любой регион.

Шансы на то, что законопроект Попова не будет одобрен парламентским большинством, конечно, есть. Но даже левые в Госдуме в свое время, еще при принятии федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр...", высказывались в его поддержку, ожидая дополнительного финансирования социальных программ за счет прибыли от легального игорного бизнеса. Эти же аргументы можно будет применить и на сей раз, обсуждая поправки к недавно принятому закону. К тому же владельцы казино и игровых автоматов, не желающие покидать насиженные места, сетуют, что с 1 июля 2009 г. и до момента фактического начала функционирования игровых залов в особых зонах их сотрудники будут лишены работы.

В общем, куда ни посмотри, налицо забота о простом человеке. Проблема создания даже четырех игорных зон рискует превратиться в масштабную "стройку века" при третьем президенте России.

А если поправки депутата Попова будут приняты, игорной зоной может стать вся территория государства.

Выбор читателей